Любить всем диагнозам вопреки. Братскому дому-интернату “Росток” исполнилось 15 лет
Дом-интернат “Росток” открыли в поселке Осиновка в 2004 году. Первые воспитатели вспоминают, как им все приходилось обустраивать самим. Сами оформляли игровые комнаты, спальни, оборудовали кухню. Ждали с нетерпением первых ребятишек. Елена Алексеевна Ворон одна из тех, кто первый встретил ребят на пороге нового дома. До этого она работала в детском саду, пока в перестройку его не закрыли. Затем еще два года в Доме ребенка, а потом устроилась сюда – в дом, который за 15 лет стал ее семьей.
– Нам привезли ребятишек, таких крошек, – вспоминает социальный педагог Елена Ворон. – Я их всех помню. Многие не умели ходить и перспективы, что они пойдут не было никакой. Диагнозы были тяжелые у всех. Дети не умели самостоятельно держать ложку, кушать. Они боялись воды и даже руки было трудно просить их помыть. Нам пришлось всему этому учить их с нуля, искали подход к каждому ребенку.
На ее глазах слезы. В прошлом году во взрослую жизнь она отправила первых своих выпускников. Как оторвала от сердца. Ушли те, кого она с 4-х лет растила, как родных. Дети в ее группе с тяжелой формой умственной отсталости, но это не мешает педагогу учить мальчишек доброте. Как входишь к ней в класс, то непременно услышишь “ах, какая красивая девушка к нам пришла” и еще с десяток комплиментов. Быть вежливыми, не вступать в конфликты, уметь сдерживать негативные эмоции и помогать друг другу – вот чему учит своих джентельменов Елена. Почти все ее парни после совершеннолетия уйдут в специализированные дома – интернаты. И мама не может сдержать слез, переживая за их судьбу.
– Наши дети, попадая в различные социальные учреждения, становятся хорошими помощниками во всем, – говорит Елена Ворон. – Они очень вежливы с постояльцами и с сотрудниками, добрые и отзывчивые. Мы получаем только положительные отзывы о ребятах и это дорогого стоит. Вот только оторвать от сердца их нельзя, я очень по ним скучаю.
Основная направленность в работе ДДИ “Росток” – это социализация детей. Здесь всех учат о себе заботиться, прививают культурно-гигиенические навыки. В этом учреждении каждый ребенок одет опрятно, модно подстрижен или заплетен. Абсолютно все дети получают образование, по разным программам. В учреждении открыт компьютерный класс, летом 2019-го – сенсорная комната с богатым оборудованием. Мальчишки и девчонки занимаются по методикам Монтессори. Сейчас идет работа по организации живого уголка. В небольшом помещении уже живут кролики, черепахи и морская свинка, о которых дети заботятся.
Терапевтическое отделение считается в Братске одним из самых лучших. Все постояльцы получают кислородный коктейль, по назначениям принимают процедуры. Это и магнитотерапия, уфо-терапия, амплипульс, люстра Чижевского, аппарат массажа стопы, электросон. В большой семье забыли что такое ОРВИ и ОРЗ.
– У нас много аппаратов, которые помогают детям в буквальном смысле встать на ноги, – говорит медицинская сестра физиотерапевтического отделения Оксана Морозкина. – Есть прекрасный «Трансаир». Он помогает тем, кто не говорил – заговорить. Амплипульстерапию получают дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, кто не ходил – у нас точно пойдет.
Наработанный коллективом опыт по социализации детей с особенностями развития приезжают перенимать коллеги из более крупных городов. Благодаря дружному коллективу психологов, дефектологов, социальных педагогов и логопедов, медицинских работников удается создать в детском доме творческую команду. Ребята принимают участие в различных конкурсах и фестивалях, на которых “Росток” всегда в числе призеров. Дети поют, танцуют, занимаются прикладным творчеством.
На территории ДДИ есть свой огород с теплицей и столярная мастерская. В ней парни пропадают сутками, так как ведет занятия опытный мастер-педагог Андрей Клименок. Сказочных персонажей, которых он вместе с подмастерьями создает из дерева, можно увидеть и на территории детского дома. Работы ребят всегда в числе призеров на фестивале “Байкальская звезда”. В мастерской учат держать инструмент, обрабатывать материал. Лопаты для уборки снега мальчишки делают сами и мечтают построить что-то более глобальное, например, свой собственный дом в будущем. Но больше всего в мастерскую парней тянет общение. Ведь не секрет, что среди педагогов не хватает мужчин, а Андрей Викторович всегда выслушает и даст отцовский совет.
– А сколько у нас сегодня педагогов мужиков осталось? Два человека и мы для них, конечно, пример, – рассказывает педагог по труду Андрей Клеменок. – Мне нравятся мои ребята, потому что они отличаются от домашних. Они более трудолюбивы. Кто из старшеклассников в обычной школе готов заниматься трудом, что-то мастерить? А мои помощники строили сани для вывоза снега, а построили машину. У них такая развитая фантазия, гораздо больше, чем у домашних ребят.
С ноября прошлого года педагоги дома-интерната работают и с домашними детьми. На базе «Ростка» открыли отделение дневного пребывания. Оно рассчитано на две группы, но пока набрали только 6 человек. Здесь особенным ребятам помогают стать частью социума, учат общаться, также они посещают специальные занятия.
– Домашние дети – они другие, не такие, как наши, – говорит заведующая отделением дневного пребывания Татьяна Лебедева. – Мы видим, что их надо из-под опеки, из-под крылышка мам и пап выводить. Ведь многие не умеют налаживать коммуникативные связи со взрослыми, с другими детьми. У нас богатая база и мы будем рады помочь родителям социализировать своих особенных детей.
Не все дети из ДДИ попадают после совершеннолетия в психоневрологические интернаты. Некоторых забирают родственники, а большая часть идет получать образование. Сегодня абсолютно все техникумы и колледжи обязывают писать программы для абитуриентов с особенными потребностями в образовании. Братский детский дом-интернат “Росток” сотрудничает со многими учебными учреждениями, в которых теперь учатся и его воспитанники. Дети получают профессию и могут жить самостоятельно, обеспечивая себя. Они получают профессию повара, столяра, плотника или швеи.
– Социализация – это очень важный момент и президент нацеливает на то, что детские дома должны в этом направлении работать, – говорит директор ДДИ «Росток» Надежда Карнаухова. – Мы разрабатываем программу долговременного ухода за ребеночком. Это очень важная проблема, которую Иркутская область держит на контроле. И наш детский дом не остается в стороне. Люди, которые работают здесь – это не случайные люди и я им очень благодарна. Всю любовь свою они вкладывают в наших ребятишек, уважение и заботу. Пусть все это добро вернется в их родные семьи, а на работу мои коллеги всегда пусть приходят, как и всегда, с улыбкой.
Анастасия Коропова
Фото автора
Андрей Чернышев: С Днем знаний!
Друзья, от всей души поздравляю вас с Днем знаний и началом нового учебного года! Это добр…