Вырастить человека. Отличается ли воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья от обычного?
О чем стоит задуматься родителям детей-инвалидов и детей с задержкой психического, умственного, физического и речевого развития рассказала социальный педагог отделения реабилитации Центра социальной помощи семье и детям Глафира Янюк.
Вот уже более 25 лет в Усть-Илимске работает Отделение реабилитации для детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями. За эти годы к специалистам Центра обратилось множество родителей за профессиональной педагогической помощью. И именно об особенностях воспитания таких ребят и будет наш рассказ.
Как известно, воспитание и обучение – неделимый процесс. Однако на деле этот единый процесс очень часто бывает разделен: обучение некоторые родители считает важным и необходимым, а вот воспитание – второстепенным и иногда даже необязательным. Однако такое заблуждение порой негативно сказывается на адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья во взрослую жизнь.
По мнению педагогов, в последние годы поведение большинства наших маленьких детей вызывает серьезную тревогу. Для них не существует ни авторитета родителей, ни часто – даже незнакомых взрослых. Дети делают только то, что хочется им. Они устраивают истерики или проявляют агрессию, если не выполняются их требования: громко кричат, топают ногами, падают на пол или на землю, замахиваются кулачками на родителей или посторонних «обидчиков», бьют родителей, бросают в них разные предметы. Это происходит и дома, и на улице, и магазине, и на занятиях у специалистов.
Педагоги утверждают: реальная картина такого поведения многих детей-инвалидов с сохранным интеллектом и детей с пограничным состоянием складывается именно потому, что становление асоциального поведения сейчас, увы, стало типичным. Специалистам, конечно, могут возразить, что и здоровых детей с таким поведением сейчас немало. Однако все же это не считается нормой – такой тип поведения является следствием того, что дети растут в атмосфере вседозволенности. Безусловно, сами дети в этом не виноваты: ответственность за это всецело лежит на их родителях. Для родителей таких детей их избалованность становится подлинной бедой, потому что драгоценное время ежедневно приходится тратить на преодоление капризов.
Как показывает практика, последствия чрезмерной избалованности дошкольников проявляются и в социальной сфере: таких детей не принимают в свой круг не только здоровые, но и нормально воспитанные дети с ограниченными возможностями. Печально, но некоторые родители не являются воспитателями – они даже не задумываются об этом. «Кормители», «одеватели», «покупатели», «ругатели» – кто угодно, но не воспитатели. Какие же советы таким родителям могут дать педагоги? Прежде всего, нужно не забывать об очевидных вещах для любого ребенка – в том числе, и для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Итак, с раннего возраста ребенок должен понимать, что такое «нельзя». Для этого ребенку не нужно владеть речью, ведь есть общепринятый жест: взрослый грозит малышу пальцем, отрицательно качает головой, произносит «нельзя» и отводит ручку ребенка от того предмета, который ему брать запрещено. Позже появляется «волшебное слово»: потом. «Потом» по поводу того, что ребенок хочет делать именно сейчас: «Сначала соберешь игрушки, а потом пойдем гулять».
И еще – то важное, о чем многие из нас, увы, забывают: ребенок должен быть свидетелем нормальных взаимоотношений в семье. Естественно в жизни вообще, и в семейной жизни, в частности, не могут не возникать те или иные конфликтные ситуации. Но обсуждать их можно, уважая собеседника, а не оскорбляя или унижая его. Вот такой манере и следует учиться тем родителям, которые еще не понимают, что от этого зависит судьба их ребенка: его доброжелательность или враждебность целиком зависит от вас.
Не стоит забывать и о том, что на формирование личности вашего ребенка имеет отношение их родителей не только к членам семьи, но и к друзьям, знакомым или посторонним людям. Приветливы ли родители с ними, готовы ли им в чем-то помочь.
Вот из таких, казалось бы, очевидных вещей и складывается воспитание маленького человека. Педагоги подчеркивают: они не рекомендуем никаких специальных занятий для осуществления личностной абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями – потому что она происходит в процессе естественной жизни детей в семье. Но родители должны думать об этом постоянно, потому что они ответственны перед своими детьми.
автор: Наталья Колсанова
Фото Яндекс
Фонд Андрея Чернышева будет выплачивать стипендии еще трем студентам-медикам
Благотворительный фонд Андрея Чернышева «Сибирский Характер» продолжает поддержку сферы зд…