Рождение театров – особое явление в культурной жизни молодых городов
История театров интересна, необычна, многогранна. Сегодня мы начинаем публикацию материалов монографии кандидата исторических наук Ларисы Марсовны Салаховой. В своем труде «Культура молодых индустриальных городов Восточной Сибири середины 1950 – 1980-х гг.: опыт Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса» автор рассказывает об истории самодеятельных и профессиональных театров северных городов Иркутской области.
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
Театр играет особую роль в сохранении, распространении культурного наследия и приобщении к нему населения. Театральное искусство синтетично, а потому и коллективно. В спектаклях объединяются творческие усилия драматурга, режиссёра, художника, композитора, актёров. Синтетичность театра делает его привлекательным как для творческих людей, так и для тех, кто выступает в качестве потребителя результатов творчества.
Рождение театров можно считать особым явлением в культурной жизни молодых городов, поскольку этот факт, как правило, свидетельствует о наличии творческого и интеллектуального потенциала в городской среде. Безусловно, в только что возникших городах не могло существовать профессиональных театров, хотя идея их открытия была заложена в генпроектах Братска и Усть-Илимска. На первых этапах жизни городов большую роль сыграли самодеятельные театры, создававшиеся по инициативе самих первостроителей. В нашем исследовании мы обратимся к истории тех коллективов, которые прошли длительный процесс развития и оказали влияние на формирование культурного потенциала молодых городов.
Первые попытки организовать театр в г. Братске делал В. Залетаев, инженер, прибывший на стройку в 1961 г. Родился Виктор Борисович Залетаев 18 августа 1937 г. в Ташкенте. С детства влюблённый в театр, в юном возрасте уже участвует в спектаклях Ташкентского Государственного драматического театра, вместе со звездами театрального искусства В. Рецептором, Р. Ткачуком и другими. Он играл в таких пьесах, как «20 лет спустя», «Воробьевы горы», «Гимназисты». На студенческой сцене участвовал в «Квадратуре круга» В. Катаева и «Чудесном сплаве» В. Кришона.
Обучаясь в Ташкентском ирригационном институте, В. Залетаев издавал студенческий журнал «Ассенизатор», где совмещал работу редактора, художника и журналиста. Через год после окончания вуза, получив распределение в отдел сооружений в Узгипроводхозе, поехал в Сибирь, в Братск.
Свои творческие замыслы В. Залетаев смог реализовать в полную силу с коллегами по работе В. Корневым, Ю. Милославским, А. Таракановым, В. Семеновым, В. Агеевым. Все они стали актерами его первого фильма «Серая шляпа», а затем и театра миниатюр, созданного в 1964 г.
Это был необычный театр. Его организация не была ориентирована на профессиональный уровень. Можно отметить прикладной, мобильный характер спектаклей, в которых присутствовал минимум декораций. В основе творческой деятельности театра лежала тяга к озорству, мальчишеству. Спектакли выходили к праздникам, посвящались прибытию в Братск известных личностей. Например, к приезду Ю. Кима – популярного самодеятельного композитора, была произведена постановка «Песни «медузы»». Часто театральные вечера готовились к туристическим слетам. Постановки относились к легкому жанру мюзикла и были обличены в шуточную форму. Спектакли театра миниатюр – самодеятельное творчество от замысла до осуществления. Автором всех сценариев был А. Н. Марчук.
Специфичен репертуар этого театра. За все время своего существования театр организовал четыре постановки. Первый спектакль «В той стране Хала-Бале» прошел 30 декабря 1964 г. в клубе «Комсомолец» и вызвал живой интерес.
Следующий спектакль – «Фантастика-романтика» был поставлен 31 декабря 1965 г. в клубе «Ангара». Так, в сцене «Пролог», повествующей о стоянке казаков в Братском остроге, главным действующим лицом был казак Пенда, основатель острога. В сценарии содержатся следующие слова: «Пройдут века, и настанет райская жизнь на земле Братской. Вырастут тута палатки…белокаменные, заводы молочные, дворцы громадные. Будет даже клуб «Ангара». Посему и указ вышел: вам, людишкам, тута жить, корни пущать, детей рожать, броней на квартиры не давать». Далее следовали девять различных сцен: «Заседание редколлегии», «Химчистка», «Фотография», «Штаб дружины», «Разбойники», «Чайхана».
Сцена «Заграница» ярко свидетельствует о том, что особой цензуре постановки не подвергались. Она начинается с провокационного вопроса советского корреспондента, танцующего в баре с английской девушкой: «Ну, как, загниваете?», а заканчивается фразой «Дура ты! Язва капитализма!». Завершала спектакль финальная сцена «Клуб», где звучала частушка следующего содержания:
“Дела на фабрике плохи, план срывают петухи. Научили, тунеядцы, кур своих предохраняться!”.
Такая частушка была порождена проблемой дефицита мяса кур в городе. Предметом шуток самодеятельных сценаристов становились насущные проблемы горожан. Анализ сценариев спектаклей показал, что они отражали общественные проблемы населения, были злободневными, а значит находили живой отклик у братчан, и самодеятельные актеры были желанными гостями на любой промышленной площадке.
В некотором роде спектакли театра миниатюр были продолжением традиции столичных КВНов 1960-х гг.
В третьей постановке – «Песни «медузы»» (31 декабря 1966 г.) обыгрывалась в шуточной форме история создания Братска. Премьера «Песен «Медузы» состоялась во время туристического слета на о. Тенга. Главным действующим лицом этого спектакля была команда капитана Кима и боцмана Визбора. Все спектакли содержали вставки песен из репертуара ансамбля «Гитурист», участниками которого были актёры театра миниатюр, что обусловило форму спектаклей в виде мюзиклов. В «Песнях «медузы», например, используются песни Ю. Кима «Рыба-кит», «Тэгван-Тэпэ». Самодеятельные актеры, по профессии инженеры, были социально активными личностями, обладавшими высоким интеллектуальным потенциалом. Они находились в центре общественной жизни юного города. Этот фактор, а также многопрофильность их увлечений во многом повлияли на разнообразие сюжетов спектаклей.
Незаконченной осталась ироничная пародия на литературное объединение. Назвали его «Гонис Ангары» (1964). Главным действующим лицом был поэт-монтажник. В основу сценария положена поэзия А. Вознесенского.
Популярность коллектива была необыкновенно высока, но отъезд из Братска многих его членов привели к окончанию творческой деятельности театра, не предполагавшего преемственности.
Театр миниатюр В. Залетаева стал первой спонтанной попыткой обогатить культурную жизнь города. Особенностью его было желание участников видеть жизнь яркой, привносить в нее шуточность, легкость, инсценируя историю, свидетелями которой они сами являлись. В творчестве таких организаций, как «Гитурист» и театр миниатюр В. Залетаева, чувствуются оптимизм, энтузиазм, обусловившие доминанту комической формы творчества этих коллективов.
Продолжение следует…
Салахова Л.М. Культура молодых индустриальных городов Восточной Сибири середины 1950 – 1980-х гг.: опыт Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса. – Братск: Издательство Братского государственного университета, 2005. – 214 c.
Александр Дубровин: Образовательный спектакль увидят более 1 000 детей Братского района
Фонд Андрея Чернышева «Сибирский Характер» продолжает реализацию проекта «Театр дарит добр…