Куда ведут дороги Приангарья
Иркутская область направит в 2016 году на развитие дорожного фонда рекордные 7,9 миллиарда рублей. Это почти на полмиллиарда больше, чем в прошлом году, однако на миллиард меньше планируемой суммы.
Ради промышленности?
Перемены в дорожном фонде области начались в 2012 году, когда бюджетные вливания составили 6,4 миллиарда рублей: в 1,8 раза больше расходов 2011 года и в 3,6 раза – 2010 года. В последующие годы инвестиции тоже росли и в прошлом году достигли 7,4 миллиарда рублей.
Изменения заметны на дорогах, связывающих города и крупные населенные пункты. Активно обновляется Байкальский тракт. Буквально ожили трассы Братск-Иркутск, Братск-Усть-Илимск, Бодайбо-Кропоткин, Красноярово-Небель в Казачинско-Ленском районе, а также Таксимо-Бодайбо. Объявлено, что начнутся работы по строительству автодороги Киренск — Казачинское.
Кроме того, ударными темпами идет строительство трассы «Вилюй» от Тулуна в сторону Якутии. Намечен ремонт на трассах Красноярск — Иркутск, Тайшет — Чуна — Братск, Иркутск — Листвянка. Им отдан приоритет. Объяснение такое: подобное распределение финансов необходимо для развития промышленного потенциала региона.
Как же север?..
Таким образом, основная часть средств пойдет на развитие дорог, по которым возят лес, ГСМ, другие грузы. Увы, вложения в муниципальные дороги в городах и селах гораздо скромнее. В прошлом году субсидии из областного бюджета на их капремонт и строительство составили примерно десятую часть фонда, в этом – и того меньше, всего 420 миллионов рублей. Средства предназначены в основном для юга и центральной части области: Черемхово, Иркутского и Нижнеудинского районов. Северные же территории как будто в стороне. Ни один крупный город здесь, в том числе Братск и Усть-Илимск, денег не получат. А ведь города рассчитывали на них, нашли средства на софинансирование, подготовили дорогостоящие проекты…
Обрезали крылья
Надеясь на сохранение темпов обновления дорожного фонда Братска, администрация города разработала сразу несколько проектов. Объем финансирования предполагался большой – около полумиллиарда рублей. Такие амбиции оправданны: в 2015 году Братск удвоил объемы дорожного ремонта, в том числе капитального, переломив многолетнюю тенденцию упадка своих дорог. Несмотря на хорошие темпы строительства у братчан и их готовность продолжать начатое, Минстрой области, рассматривая заявки на 2016 год, отказал в выделении субсидий Братску по трем проектам из пяти.
– Причина – несоответствие заявки от Братска заявленным требованиям, – сообщила начальник отдела развития автомобильных дорог и реализации программ министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Ираида Колганова.
Однако истинной причиной, видимо, стал срыв сроков капремонта на улице Рябикова в минувшем году.
– Это огромная проблема для муниципалитетов: средства из области приходят практически к концу строительного сезона. Пока они разыгрываются на тендере, наступает осень. Чтобы соответствовать стандартам качества, нельзя ремонтировать дороги в снег, – отмечает председатель комитета ЖКХ администрации Братска Любовь Попова.
Ремонт на улице Рябикова все-таки будет продолжен. Что касается своих, выстраданных проектов, то Братск, Усть-
Илимск и другие северные муниципалитеты от намерений добиться бюджетного финансирования не отказываются. Практика такова, что любые предложения они подают в Минстрой по принципу: проси больше – авось что-нибудь дадут. Поэтому остается надеяться, что через год ситуация для северян изменится к лучшему. Развитие промышленности – дело важное, но кто будет поднимать ее, если людям надоест ждать светлого будущего? Очевидно же, что городские и сельские дороги – это безопасность и комфорт жителей.
Киренский район: курс на развитие
Киренский район богат своей историей. Здесь есть села, которым исполнилось более 350 лет. …