Как правильно рассчитать компенсацию на оплату ЖКУ?
Полная версия, начало было опубликовано в газете «Сибирский характер» №2 (222), февраль 2016 г.
На сегодняшний день в Братском районе порядка двадцати тысяч человек являются получателями различных льгот. Это почти треть всего населения района: ветераны войны и труда, труженики тыла и реабилитированные лица, инвалиды, доноры, «чернобыльцы», педагогические и медицинские работники, работники культуры и социальные работники, работающие в сельской местности, семьи, имеющие детей и т.д. Список мер социальной поддержки обширен: в общей сложности на территории района их предоставляется более 70 на сумму более 270 миллионов рублей ежегодно, и это не считая натуральных льгот.
Каждый год правительство Иркутской области утверждает дополнительные меры соцподдержки. Так, в рамках подпрограммы « Старшее поколение», государственной Программы Иркутской области « Социальная поддержка населения»» на 2014-2018 годы, в прошлом году инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предоставляется денежная компенсация за услуги по зубопротезированию в размере 50% понесенных расходов, но не более 20,0 рублей., а с этого года, согласно постановлению Правительства Иркутской области, вступила в силу аналогичная мера по капитальному ремонту жилых помещений инвалидов и участников ВОВ, и награжденных знаком « Жителю блокадного Ленинграда», в тех же размерах.
Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Братскому району» выполняет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и государственных услуг в соответствии с принятыми федеральными и областными законами и нормативными документами. Нет проблем с начислением и выплатой денежных компенсаций и социальных пособий, сумма которых четко прописана в нормативных документах. Сложности возникают, когда компенсация требует расчета. Не всегда жители района, имеющие право на льготу, могут правильно оценить ее конечную сумму. В результате растет недопонимание между льготниками и органами соцзащиты, со стороны граждан возникают претензии.
Именно такая ситуация сложилась в Братском районе с денежной компенсацией расходов на оплату коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Ее расчет требует от человека определенных навыков работы с цифрами и формулами. Обращения в связи с неверными начислениями начали в этом году поступать и в управление соцзащиты, и в районную администрацию, и в СМИ, включая нашу газету.
За разъяснениями мы обратились к директору ОГКУ «УСЗН по Братскому району» Людмиле Залицаевой. Она показала нам на нескольких конкретных примерах, как рассчитывается компенсация. Отметим, что ситуация в других районах Иркутской области аналогичная, и поэтому комментарии руководителя соцзащиты Братского района будут полезны и их жителям.
– Людмила Николаевна, неужели и в самом деле, как утверждают некоторые критично настроенные граждане, местные власти решили нажиться за счет льготников?
– Разумеется, это утверждение не соответствует истине. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются жителям района в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Иркутской области. Порядок их предоставления регламентирован нормативными документами. Местные власти здесь совершенно не причем.
– В чем тогда корень проблемы?
– На территории Иркутской области меры соцподдержки по оплате за жилье и коммунальные услуги предоставляются в форме денежной компенсации. Льготным категориям граждан она предоставляется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по приборам учета, но не более нормативов потребления указанных услуг, а при отсутствии приборов учета – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как определяется этот объем? По показаниям приборов учета. А если счетчиков нет – исходя из действующих на территории региона нормативов потребления коммунальных услуг. Вот в нормативах-то и кроется проблема. Дело в том, что даже при наличии приборов учета компенсация не может быть выше этих нормативов.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Иркутской области таким уполномоченным органом является министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2013 года № 27-мпр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области» в строгом соответствии с действующими нормами и требованиями законодательства Российской Федерации для всех муниципальных образований Иркутской области рассчитаны и утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства многоквартирных и жилых домов внутридомовыми инженерными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; оснащенности жилых помещений санитарно-техническим оборудованием, газовыми и электрическими плитами для приготовления пищи и т.п.
При расчете денежной компенсации льготополучателям и применяются нормативы, утвержденные этим приказом.
– А каков сам механизм расчета компенсации?
– Механизм расчета также строится в строгом соответствии с законодательством. В соответствии с действующими Порядками организации работы по предоставлению мер социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области, в целях взаимодействия по вопросам организации предоставления мер социальной поддержки управление соцзащиты заключает с организациями ЖКХ соглашения о взаимодействии, в соответствии с которыми организации ЖКХ и учреждение обмениваются информацией, необходимой для предоставления мер социальной поддержки. Ежемесячно в управление соцзащиты коммунальные и энергоснабжающие организации предоставляют реестр лицевых счетов получателей мер социальной поддержки, в котором, в том числе содержится информация о начисленных и выплаченных суммах за потребленные коммунальные услуги, нормативы потребления, тарифы. На основании этих данных производится расчет денежной компенсации льготополучателям.
– Давайте рассмотрим несколько наиболее характерных примеров расчета денежной компенсации. Возьмем услугу «электроснабжение» в жилых помещениях, оборудованных напольной электроплитой.
– Для того чтобы произвести такой расчет, нам потребуется таблица нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, как я уже сказала, они утверждены приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 27-мпр и тарифы на электрическую энергию, утвержденные приказом службы по тарифам Иркутской области в 2014 году. Во всех нижеследующих примерах будем использовать тариф 0,644 руб/кВт.ч, установленный для населения, проживающего в сельских населенных пунктах. Прежде чем приступить непосредственно к расчетам, стоит отметить один важный момент: независимо от того, сколько человек проживает в квартире, денежная компенсация предоставляется только на самого носителя льготы.
– Итак, начинаем считать.
– Пример первый. Гражданин, имеющий право на денежную компенсацию по категории «ветеран труда», проживает один в двухкомнатной квартире. Смотрим в таблицу: норматив потребления услуги по электроснабжению составляет 223 кВт на одного человека в месяц. Гражданин за месяц потребил 300 кВт и внес плату в размере 300 кВт * 0,644 руб. = 193,2 руб. Потребление свыше месячного норматива потребления составило 300 кВт – 223 кВт = 77 кВт. Согласно действующему законодательству, денежная компенсация будет выплачена только в пределах месячного норматива потребления, то есть 223 кВт * 0,644руб. * 50 % = 71,81 руб. Расходы по оплате объема услуги, потребленные свыше месячного норматива, то есть 77 кВт, компенсации не подлежат.
Пример второй. В трехкомнатной квартире проживают четыре человека. Один из них имеет право на денежную компенсацию по категории «инвалид». Норматив потребления услуги по электроснабжению составляет 95 кВт на одного человека в месяц. Объем потребления электроэнергии за месяц – 380 кВт, плата внесена в размере 380 кВт * 0,644 руб. = 244,72 руб. Месячный норматив потребления не превышен: 380 кВт / 4 чел. = 95 кВт. Размер денежной компенсации составит: 380 кВт * 0,644 руб./ 4 чел. * 50 % = 30,59 руб.
Пример третий. В двухкомнатной квартире проживает семья, имеющая ребенка-инвалида, состоящая из пяти человек. Норматив потребления услуги по электроснабжению составляет 76 кВт на одного человека в месяц. Семья за месяц потребила 450 кВт электроэнергии, размер платы составил 450 кВт * 0,644 руб. = 289,80 руб. Потребление свыше месячного норматива потребления составило: 450 кВт – (76 кВт * 5) = 70 кВт. Денежная компенсация будет выплачена только в пределах месячного норматива потребления, то есть 380 кВт * 0,644 руб. * 50 % = 122,36 руб. Расходы по оплате объема услуги, потребленные свыше месячного норматива, то есть 70кВт, компенсации не подлежат.
Пример четвертый. В однокомнатной квартире проживают два человека. Один из них имеет право на денежную компенсацию по категории «реабилитированный». Норматив потребления услуги по электроснабжению составляет 117 кВт на одного человека в месяц. Объем потребления электроэнергии за месяц составил 215 кВт и внесена плата в размере 215 кВт * 0,644 руб. = 138,46 руб. Месячный норматив потребления не превышен: 117 кВт * 2 чел. = 234 кВт. Согласно действующему законодательству размер денежной компенсации составит: 215 кВт * 0,644 руб. * 50 % = 69,23 руб.
– А что, если гражданин вносит плату нерегулярно, оплачивая коммунальные услуги в одном месяце за несколько предыдущих?
– В этом случае очевидно, что размер его платежа превышает месячный норматив потребления коммунальных услуг, а значит размер компенсации будет ограничен суммой по месячному нормативу потребления за один месяц. Например, ветеран труда, проживающий один в однокомнатной квартире, плату за электроснабжение за январь в установленный Жилищным кодексом Российской Федерации срок, то есть до 10 февраля, не внес. В связи с отсутствием платежа расчет компенсации произведен не будет. 5 марта он оплачивает электроэнергию по показаниям прибора учета за период с января по февраль в размере: 378 кВт * 0,644 руб. * 50% = 121,72 руб. Норматив потребления услуги по электроснабжению составляет 189 кВт на одного человека в месяц. Потребление свыше месячного норматива потребления составило: 378 кВт – 189 кВт = 189 кВт. Согласно действующему законодательству, денежная компенсация будет выплачена только в пределах месячного норматива потребления, то есть 189 кВт * 0,644 руб. * 50 % = 60,86 руб. Расходы по оплате объема услуги, потребленный свыше месячного норматива, то есть 189 кВт, компенсации не подлежат.
– Итак, плату надо вносить своевременно. Что бы вы еще порекомендовали жителям района?
– Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях зависит от следующих показателей: количество комнат; число человек, проживающих в жилом помещении; оборудование, установленное в помещении для приготовления пищи и нагрева воды. В целях корректного расчета компенсации, всем льготополучателям необходимо своевременно информировать коммунальные и энергосбытовые компании, а также областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Братскому району» об изменении места жительства, количества комнат в жилом помещении и изменении состава семьи, проживающих в помещении.
ОГКУ «УСЗН по Братскому району» обращает внимание, что выплата ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) осуществляется путем зачисления денежных средств на счет получателя компенсации, открытый в банке или иной кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи или иные организации, осуществляющие доставку компенсации:
– для льготополучателей, оплачивающих коммунальные услуги и электроснабжение с учетом 50% скидки, при выплате ЕДК через АО «ВостСибтранскомбанк» денежные средства зачисляются на лицевой счет льготополучателя, а затем по соглашению перечисляются на л/счета энергосбытовой и коммунальной компании, в результате чего сумма оплаты за коммунальные услуги и электроснабжение должна быть уменьшена на сумму ЕДК.
– для льготополучателей, оплачивающих коммунальные услуги в размере 100%, при выплате ЕДК через АО «ВостСибтранскомбанк» денежные средства зачисляются на лицевой счет льготополучателя, которые ежемесячно льготополучатель может снять в АО «ВостСибтранскомбанк».
– при выплате ЕДК через организации федеральной почтовой или иную кредитную организацию сумма оплаты за коммунальную услугу «электроснабжение» составляет 100% от начисления, а денежная компенсация выплачивается льготополучателю лично через почтовое отделение «Почта России», либо зачисляется на лицевой счет, открытый в иной кредитной организации.
Получатель компенсации вправе в любое время изменить способ выплаты компенсации, уведомив об этом областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Братскому району» по адресу: г.Братск, ул.Пионерская, 7 до 15 числа месяца, за который выплачивается компенсация.
Киренский район: курс на развитие
Киренский район богат своей историей. Здесь есть села, которым исполнилось более 350 лет. …