Андрей Чернышёв выступил с инициативой установить публичный мониторинг лесных пожаров
Как защитить лес от пожаров в 2017 году? Борьба со стихией. Проблемы и пути их решения. Эти вопросы обсудили сегодня участники круглого стола, который состоялся в комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию «верхней» палаты парламента.
В обсуждении приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители министерства природных ресурсов и экологии, министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерства сельского хозяйства, Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, МВД, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных, общественных организаций.
Депутат Государственной Думы от Иркутской области Андрей Чернышёв выступил с докладом о несовершенстве действовавшего ранее лесного законодательства в части борьбы с лесными пожарами и обозначил первостепенные задачи, над которыми в настоящее время работает комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
К слову, пожароопасная обстановка в лесах Приангарья, которая на протяжении последних лет фигурирует в федеральной сводке ЧС, звучала и на сегодняшнем совещании. Также в списке регионов, которые в прошлом году не обеспечили должный уровень охраны лесов, – Амурская область, Забайкальский край и Республика Бурятия.
– Статистика прошлого года ужасает. В 70-ти процентах случаев причиной возникновения лесных пожаров является человеческий фактор, – подчеркнул Андрей Чернышёв, – и при этом на порядок сократилось количество людей, кто непосредственно занят управлением и охраной лесов (лесхозы, лесничества), ослаблена противопожарная охрана. Нонсенс. Отсутствие стабильной лесной политики и прозрачной нормативной базы вреднее лесных пожаров. К тому же коррупция и своевольное правоприменение на местах лишь добавляют проблем.
Андрей Чернышёв выступил с инициативой установить публичный мониторинг лесных пожаров.
– На днях мы с коллегами из Госдумы посетили Центр оперативного мониторинга земли ОАО «Российские космические системы», где специалисты привели нам примеры, как региональные власти существенно занижают количество и площадь лесных пожаров, – рассказал Андрей Чернышёв, – так, летом 2016 года расхождение между официальными данными, заявленными правительством Иркутской области, и фактическими данными, полученными в ходе космического мониторинга, составило 2,5 раза. Поэтому публичное получение данной информации дает возможность адекватно оценивать ситуацию.
Также депутат Госдумы сообщил, что с 1 марта 2017 года вступает в силу федеральный закон № 218 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лесных отношений».
– Основные нормы федерального закона предусматривают установление: лесопожарного зонирования; нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; порядок привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров на землях лесного фонда; порядок создания федеральных штабов по координации деятельности по тушению лесных пожаров, – сообщил Андрей Чернышёв, – для сокращения сроков принятия управленческих решений и оптимизации всей структуры управления 218-ФЗ внесено дополнение в статью 53.4 ЛК РФ – тушение лесного пожара теперь включает в себя выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара, а также осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара.
В соответствии с 218-ФЗ создаются федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров и соответствующие штабы в федеральных округах, чьи указания обязательны для исполнения. Порядок формирования таких штабов устанавливает Правительством РФ.
Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование законодательных и управленческих механизмов в целях эффективного предотвращения и борьбы с лесными пожарами,- отметил Андрей Чернышёв, – в этой связи необходимо: обеспечить надлежащий контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых субъектами, и оперативное опубликование сведений о результатах этого контроля, включая выявленные случаи и причины расхождений; усилить контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе при выполнении функций охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществлении федерального государственного пожарного надзора; взять под особый контроль состояние противопожарного обустройства лесов, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащенности органов исполнительной власти субъектов техникой и оборудованием для пожаротушения, а также обеспечение достаточного финансирования противопожарных мероприятий.
Отмечу, что существенным подспорьем предстоящим летом станет принятый в третьем чтении в Государственной Думе законопроект «О добровольных пожарных дружинах». Он дает возможность существенно расширить полномочия добровольных пожарных дружин, которые на местах смогут оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию и приступать к тушению лесных пожаров до того, как прибудет профессиональная пожарная охрана.
При этом для решения общей проблемы необходимо подключиться и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно: обеспечить своевременную разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, а также сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации; обеспечить привлечение сил и средств пожаротушения согласно планам тушения лесных пожаров и сводным планам тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации; обеспечить своевременное введение и контроль за обеспечением особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах; обеспечить оперативное взаимодействие по привлечению дополнительных ресурсов пожаротушения в рамках территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами; совместно с территориальными органами МЧС России и МВД России, органами местного самоуправления, увеличить количество межведомственных оперативных групп по патрулированию территорий в местах массового отдыха населения, а также в местах сбора дикорастущих пищевых и не древесных лесных ресурсов, а также лекарственного сырья.
Уверен, что участие Совета Федерации, профильного Министерства, представителей науки, общественности и экспертного сообщества в работе по перспективному формированию позитивной правоприменительной практики чрезвычайно важно.
Также подчеркну, что при рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной период, депутаты Комитета готовы отстаивать необходимость полноценного финансирования мероприятий государственной программы Российской Федерации “Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 годы”, но при условии эффективного использования выделяемых средств в предыдущие годы.
Фонд Андрея Чернышева будет выплачивать стипендии еще трем студентам-медикам
Благотворительный фонд Андрея Чернышева «Сибирский Характер» продолжает поддержку сферы зд…