Здесь росли эдельвейсы…
Завершилась четвертая этнографическая экспедиция музея «Ангарская деревня» по Братскому району. Ее успех стал возможным благодаря гранту Благотворительного фонда «Сибирский Характер». На выделенные средства были привлечены специалисты из Иркутска и Красноярска, приобретено оборудование.
С диктофоном в прошлое
Историко-культурную ценность Братского района представляют не только чудом уцелевшие старинные постройки, но и их обитатели-старожилы. Старики помнят, каким был традиционный образ жизни до начала промышленного освоения нашего края. А музею как раз не хватает этих знаний. Он богат старинными постройками, фонды переполнены разнообразными экспонатами. Но как ими пользовались?..
Сотрудники «Ангарской деревни» обзавелись видеокамерой, диктофонами, подготовили опросные листы по самым разнообразным темам: от технологии выгонки дегтя до строительства избы, от деревенских родовых прозвищ до праздничных обрядов. К экспедиции были привлечены и студенты-первокурсники БрГУ. В ее состав также вошли архитектор, археолог и геоботаник.
До середины ХХ века по берегам Ангары было открыто много стоянок и могильников древнего человека, стояли двухсотлетние избы и росли редкие эдельвейсы. Но после образования водохранилищ так никто и не определил, насколько теперь эта территория интересна для науки.
История бабы Луши
На пути экспедиции было два крупных поселка – Ключи-Булак и Калтук и два поменьше – Кобь и Леоново. В каждом удалось найти старожилов, которые помогли погрузиться в мир ангарской традиции и даже продемонстрировали технологию витья веревок и обработки льна. Поистине удивительной была встреча с Лукерьей Петровной Федотовой 1921 года рождения, живущей в поселке Леоново.
Баба Луша начала помогать обрабатывать землю в раннем возрасте, боронила поле с подругой. В пять лет они еще не могли сами сесть на коня, поэтому подсаживали друг друга по очереди: день одна на коне, другая пешком ведет своего, потом меняются. Знает баба Луша много песен, которые поет в традиционной фольклорной манере. Кроме того, Лукерья Петровна ловко прядет на самопряхе из овечьей шерсти. Музею она подарила ткацкий станок, на котором выткала множество узорных половиков и километры ткани.
Надо поторопиться
Деревни Ключи-Булак, Калтук и Кобь когда-то стояли на Тулунском тракте. Но насколько их население отличалось от ангарского в ХIХ веке, было неясно. Пролить свет на это помогла сохранившаяся изба в Ключи-Булаке. Ее крышу поддерживали резные повалы, сбоку находилось высокое крыльцо, выполненное в древнерусском стиле. При подробном изучении выяснилось, что потолок сделан из массивных полубревен, но не как на Ангаре в стык, а в разбежку, то есть в два слоя. Так было принято только у переселенцев с западных окраин России. Прибыли они сюда задолго до массовых столыпинских переселений начала ХХ века, когда, например, образовалась белорусская деревня Леоново.
Недалеко от Ключи-Булака в чаще леса сохранились руины водяной мельницы. Жернова крутились за счет колеса, под которое била вода из деревянного желоба. Старожилы отмечают, что мука, изготовленная здесь, была самой лучшей, теперь такой нигде нет. Паводок в 60-е годы положил конец традиционному мукомольному промыслу. Подобных развалин открыто много, и каждый раз весенняя вода все сильнее разрушает их. Когда-нибудь она снесет последнее бревно, поэтому ученым надо торопиться с исследованиями.
Киренский район: курс на развитие
Киренский район богат своей историей. Здесь есть села, которым исполнилось более 350 лет. …