Проблемы общие, выход – один
Программа развития северных территорий, о необходимости которой говорил депутат Законодательного Собрания Андрей Чернышёв, начинает становиться реальностью. Инициативу поддержали главы муниципальных образований, местные депутаты, промышленники, лидеры общественного мнения.
Северные территории, на первый взгляд, очень разные. Но когда люди начинают говорить о проблемах, становится ясно, что эти проблемы во многом общие. Поэтому и пути их решения – одни и те же. Здесь и должны сработать те предложения, которые уже поступают из северных городов и районов.
Развитие промышленности
Андрей Чернышёв, депутат Законодательного Собрания Иркутской области
Основой экономики может быть только промышленность. Но многие наши предприятия, построенные еще в советское время, требуют модернизации, притом с учетом современных экологических норм. Однако государственная поддержка промышленности не может сводиться к простому вливанию федеральных денег. Бюджетные инвестиции необходимо совмещать с предоставлением налоговых льгот и других преференций.
Такие подходы уже применяются на территориях опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе. Там установлены пониженные арендные ставки, сокращены сроки получения разрешительной документации, действуют таможенные льготы. За счет бюджета финансируется строительство объектов инфраструктуры. Сейчас, в том числе и при моем участии, решается вопрос о предоставлении статуса территории опережающего развития Усть-Илимску и Железногорску. Я считаю, что необходимо добиться этого статуса для всех северных районов в целом. Только так мы сможем создать новые рабочие места с достойной зарплатой.
Ремонт и строительство дорог
Виталий Перетолчин, председатель Думы города Усть-Илимска
Автомобильная дорога «Усть-Илимск – Иркутск» – единственная трасса, соединяющая наш отдаленный северный город с миром. Было время, когда в распутицу ее перекрывали, и устьилимцы шутили, что живут на острове… С каждым годом состояние дороги ухудшается. Сотрудники ГИБДД регулярно фиксируют аварии, указывая, что основные препятствия – это глубокие, огромные ямы. Особую бдительность водителям следует проявлять в темное время суток. А ведь зимой темнеет рано, светает поздно.
Правительство области проводит капитальные ремонты самых аварийных участков дороги. Однако новые опасные места тоже появляются быстро. Естественно, что в первую очередь региональная власть обращает внимание на южные районы области – там меньше расстояния и выше плотность населения. Необходимо создать особый дорожный фонд для наших северных территорий, подкрепленный федеральным финансированием.
Ветхое жилье
Аркадий Нестеренко, депутат Думы города Братска, руководитель фракции «Единой России»
Ветхое и аварийное жилье – действительно острая проблема для северных районов. Еще с 60-70-х годов у нас осталось множество деревянных домов, времянок и даже бамовских вагончиков. Нельзя сказать, что проблема не решается. Например, в Братске активно строят дома, расселяется 4168 квартир. Это закроет вопрос с наиболее старыми постройками, но у нас в городе 4,6 миллиона квадратных метров жилья, из них 1,4 миллиона – это деревянные дома.
Получается, что почти треть жилого фонда в Братске в ближайшие десятилетия будет нуждаться в расселении. Это потребует огромных инвестиций. А ведь во многих других муниципалитетах ситуация еще хуже! Без выделения целевых федеральных средств именно для северных районов Иркутской области нам никак не обойтись. Государству пора позаботиться о первостроителях, о тех, кто осваивал наш таежный край.
Инфраструктурные и социальные объекты
Тамара Климина, мэр Усть-Кутского района
Объекты инфраструктуры в Усть-Куте возведены еще в годы строительства БАМа. Давно пора вкладываться в ее обновление, но каждый раз мы сталкиваемся с отсутствием финансирования. Только на подготовку проектно-сметной документации, необходимой для постройки нового моста, город потратил 20 миллионов рублей. Дальше процесс остановился, денег из областного бюджета мы не видим. Через три года придется делать все заново, и уже дороже. В аварийном состоянии несколько лет находится средняя школа № 7, больше года лежат без движения наши заявки на строительство детских садов в поселке Ручей и микрорайоне РЭБ. Одни обещания мы слышим и насчет будущего физкультурно-оздоровительного комплекса.
Сдвинуть дело с мертвой точки на северных территориях может только участие федерального центра. Прямое финансирование инфраструктурных и социальных объектов – обязательное условие нашего развития.
Северные надбавки
Алексей Баловнев, мэр Братского района
В период великих строек и масштабного освоения нашего края северные надбавки были существенным дополнением к зарплатам. Рос трудовой стаж – росла надбавка. Естественно, районные коэффициенты, по которым рассчитывались надбавки, были «привязаны» к официальному заработку.
Сегодня надбавки фактически остались только на бумаге, они обесценены из-за низких зарплат и пенсий, ну а некоторые работодатели не платят их вовсе. Чтобы поднять их на достойный уровень, необходимо пересмотреть систему начисления – ввести фиксированный размер надбавки в зависимости от северного стажа и ежегодно ее индексировать. Особое внимание должно уделяться молодым специалистам и ветеранам. Добиться такого решения на федеральном уровне крайне непросто. Но это необходимо для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни и остановить отток молодежи.
Авиасообщение
Артем Лобков, депутат Законодательного Собрания Иркутской области
Наши города и поселки разделяют огромные расстояния. Самолет – единственное транспортное средство, действующее круглый год. Этой весной мы в Усть-Илимске чуть не остались без авиасообщения. Перевозчик лишился федеральной субсидии и не смог осилить платежи за приобретенные в лизинг самолеты. В перелетах наступил перерыв в 7 дней. Сейчас они продолжились – правда, на арендованных машинах. Очевидно, что городу, даже при поддержке области, не потянуть развитие авиаплощадки. А ведь Усть-Илимский аэропорт 20 лет назад уже имел высокий статус и востребованность.
Усть-илимцы, как и жители других северных городов, хотели бы летать, как в былые времена, прямыми рейсами до Красноярска, Новосибирска и Москвы. Вернуть это можно только при государственной поддержке, программе развития аэропорта и федеральном субсидировании цен на авиабилеты.
Киренский район: курс на развитие
Киренский район богат своей историей. Здесь есть села, которым исполнилось более 350 лет. …