Пора подумать о своих
Экономические условия, в которых живет страна последние два года, открывают новые перспективы для отечественной промышленности. Однако без поддержки государства рассчитывать на мощный рывок не стоит. Каких перемен ждут наши производители?
Даешь алюминий стране
Братский алюминиевый завод – крупный производитель цветного металла на севере региона, входит в РУСАЛ. Однако у компании немало конкурентов в том же Китае. Постоянно повышая качество выпускаемого металла, российские металлурги чувствуют себя вполне комфортно в условиях конкуренции. Также в складывающейся рыночной ситуации РУСАЛ находит новые возможности для роста. Взят курс на выпуск продукции с добавленной стоимостью и ориентацию на внутренний рынок сбыта.
Как сообщили в компании со ссылкой на генерального директора ОК РУСАЛ Владимира Соловьева, в планах – увеличение потребления алюминия в стране к 2020 году. Этому могли бы способствовать новые технические регламенты на электропроводку в жилых и нежилых зданиях, которую можно делать из алюминия, а также на конструирование пешеходных мостов. Алюминий можно применять и как основной металл в литье вагонов, авиастроении, автомобилестроении.
– Автомобилестроение – самый главный драйвер, особенно по части колес и дисков. Мы считаем, что не надо опасаться вводить импортные пошлины в отношении колеса в сборе, по которым действует нулевая ставка, несмотря на то, что в России выпускается эта продукция. Зачем китайская продукция нужна здесь? Но дело даже не в запрете, а просто в том, чтобы сформировать такие условия, чтобы было выгодно производить и собирать у нас, а не ввозить готовое с нулевой пошлиной, – отметил Соловьев.
О ком заботимся?
Одна из основных проблем энергетики создана самим государством. Требования к гидротехническим сооружениям вызывают серьезные трудности и влекут неоправданные затраты. Так, системы оповещения для ограждающих дамб приточных водохранилищ – дорогое удовольствие. Предприятия тратят деньги на оповещение пустырей, где никто не живет, а затраты включают в тариф выпускаемой продукции.
– На уровне Государственной Думы необходимо принять ряд законов, регламентирующих адекватные требования к бизнесу в части обеспечения безопасности, – считает директор ТЭЦ-6 Братска Сергей Коноплев. – Ответственность должны нести не только руководители промышленных предприятий и компаний, но и руководство управляющих компаний, которые акционер создает для контроля за деятельностью своего бизнеса. Чувство ответственности обеспечит требуемый уровень безопасности.
Больше леса!
В лесном комплексе Иркутской области – около двух тысяч предприятий, среди них – крупнейшие целлюлозные заводы в Братске и Усть-Илимске, входящие в Группу «Илим». Она демонстрирует хороший рост, модернизируя свои комбинаты и увеличивая проектные мощности.
Темпы роста неизбежно ведут к увеличению потребности в сырье. Наши лесозаготовители давно твердят, что надо строить больше дорог на севере области, где сосредоточены большие запасы древесины. На федеральные средства сейчас прокладывается трасса «Вилюй», и она частично позволит к 2018 году начать осваивать удаленные леса.
Как подчеркивает независимый эксперт – декан лесопромышленного факультета БрГУ Гарик Гаспарян, Иркутская область требует более пристального внимания законодателей. Сегодня не определены стимулы и механизмы сохранения и восстановления лесных ресурсов. Неэффективен механизм стимулирования долгосрочного инвестирования. Не соответствует современным требованиям система доступа к информации о запасах, инфраструктуре леса, лесопользовании и лесном комплексе в целом.
И с налогами решить бы…
Действительно, важную роль в развитии промышленности играет транспорт. Но и он ждет серьезного внимания со стороны федеральных властей. Сегодня речная отрасль – основа промышленности Усть-Кутского района. Пока речникам приходится рассчитывать только на себя. Флот требует модернизации, которую предприятия проводят исключительно за свой счет, не получая никаких налоговых послаблений. Если крупным перевозчикам за счет больших оборотов удается выживать в таких условиях, то мелкие компании обречены на вымирание.
Еще одна проблема – отсутствие субсидирования пассажирских перевозок. Раньше по Лене ходили и небольшие пассажирские теплоходы, и крупные круизные, но в последние годы пассажирское судоходство здесь практически сошло на нет…
Отечественной экономике присущи и другие «узкие места»: высокие и неконкурентные процентные ставки на кредиты, слабое инвестирование государства в инфраструктуру, постоянный рост тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки… Они тоже касаются северных районов Иркутской области, их тоже следует решать.
Киренский район: курс на развитие
Киренский район богат своей историей. Здесь есть села, которым исполнилось более 350 лет. …