Юрий Николаевич Хворостинский
Юрий Хворостинский, как и тысячи других молодых людей, приехал в Усть-Кут строить БАМ. Было это в 1977 году. Не по зову сердца и велению души, не за романтикой — банально за… зарплатой. Этого не скрывает — не все в то время думали только о запахе тайги. Парень был женат, и надо было содержать семью.
Главное – надежность
На Украине молодой дипломированный специалист зарабатывал 90 рублей. Юра с детства с любой техникой был на «ты» — с закрытыми глазами разберет и соберет хоть ракету (но стать космонавтом никогда не мечтал). Увлекался картингом, мотоциклом, автомобилями. И прибыл на БАМ не с бухты-барахты — сначала на разведку. Правда ли зарплата высокая, и машину можно быстро купить?
Вот такой он — обстоятельный, уверенный в себе, надежный. Надежность — наверное, самое главное качество его щедрой души. При внешней строгости вида в его глазах до сих пор смеются неугомонные бесенята. Раскатистый голос легко может ввести в заблуждение — ну и строг же он, наверное! Не дай бог попасть под раздачу…
Он строг, а как же. Но и доброту его сердца, его беззаветную преданность любимому делу познали тысячи мальчишеских душ — часто парней с трудной судьбой, иногда едва ли не с искалеченными жизнями. Безотцовщина. Отрицание среди дворовых пацанов или одноклассников. Непонимание. Одиночество… Он помогал каждому, кто нуждался в поддержке. Многие из тех, кто общался с этим человеком хотя бы пять минут, были бы счастливы видеть в нем отца, старшего брата или хотя бы соседа — настолько велики его обаяние, притягательность, харизматичность. Но — обо всем по порядку.
Вагончик на сопке
Юре 25 лет. Он в Усть-Куте. Ему с женой выделили «квартиру» — строительный вагончик на две семьи в поселке строителей БАМа из Ставрополья, расположенном посередине высоченной сопки. Позднее этот вагончик станет (и по сей день является) центром притяжения мальчишек, любящих занятия мото- и автотехникой. А в том памятном 1977 году зарплату Юрию «положили» в 270 рублей — казалось бы, живи и радуйся. Но эмоциональный подъем был настолько велик, что кроме после основной работы он начал заниматься с детьми строителей БАМа в спортивном клубе картингистов «Циклон».
Наверное, это судьба. Юрий и сам много думал о неисповедимости путей, что привели его к работе с детьми. Клуб и создан-то был по инициативе бамовцев. Чтобы занять молодежь, энтузиасты написали письмо «высоко-высоко», и оттуда дали команду областному отделению ДОСААФ выделить карты. Начинали с четырех. Юрий занимался этим видом спорта еще на Украине. Картинг в годы его юности только начинал развиваться. И молодого человека буквально с головой захватили занятия с техникой, скорость. С первого своего заезда он прямиком въехал на пьедестал. Первая победа добавила азарта, желания стремиться вперед. Даже то, что все запчасти приходилось покупать за свой счет, а ездить за ними в другие города, не отбивало энтузиазма. Потом, когда строители разъехались, пришли в «Циклон» и местные подростки.
Когда строительство БАМа завершилось, увлечение Юрия Николаевича стало его профессией. Он перешел на работу сначала на станцию юных техников, а позднее клуб «Циклон» взял под свое крыло Детско-юношеский центр. Кто знает Хворостинского, подтвердит: он — педагог от бога. Хотя дисциплина в клубе почти армейская. Авторитет руководителя непререкаем. Его распоряжения не обсуждаются — нет, не потому что деспотичен. Потому что — мальчишки. Только так они могут научиться командному духу, взаимовыручке, дружбе. В вагончик нужно принести несколько ведер воды (столько же вынести). Расчистить снег на картодроме. Подготовить карты, и много–много еще чего нужно было сделать мальчишкам. Уж если не так закаляется сталь, то именно так воспитывается мужской характер. И ответственность за порученное дело.
…и МАЗ в подарок
Первые областные соревнования, в которых приняли участие усть-кутские ребята, состоялись в 1980 году. Правда, прошли для них неудачно. Вернулись домой огорченные. Но это было первое и последнее поражение клуба «Циклон»! Улькан, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Новая Игирма, Саянск, Ангарск, Иркутск и Братск — в этих и многих других городах и поселках побывал Юрий Николаевич со своими воспитанниками. Первые, вторые, третьи места в областных соревнованиях, на чемпионате Востока России и других — в копилке «Циклона». А соперники съезжались на эти соревнования сильные, от Урала до Магадана, многие на хорошей технике (много лучше, чем у мальчишек Усть-Кута). В последний раз устькутяне заняли первое место на областных соревнованиях в 2003 году. С тех пор такие турниры больше не проводились.
Незабываемыми были поездки на Байкал, куда обязательно брали с собой технику и где ребята вволю могли накататься. Здесь жили в палаточных городках, на костре жарили себе лепешки, делали чебуреки из тушенки, учились разводить костры и ставить палатки, выживать в тайге, преодолевать полосы препятствия, придумывали рецепты мясных салатов, устраивали банные дни, купались, удили рыбу… И всегда здесь царил дух коллективизма.
Супруга Юрия Николаевича Лидия Викторовна с пониманием отнеслась к образу жизни мужа. И… поскольку сама медицинский работник, стала его правой рукой во всех поездках «Цик-лона». Где-то присматривала по-матерински за парнями — мало ли что. Да и как медик: кому синяк смазать, кому укол поставить — дети ведь!
А однажды в клубе появилась своя машина. Это когда один из руководителей местного предприятия, немного «поварившись» в этом мальчишеском счастье, предложил Юрию Николаевичу на выбор просто так взять один из автомобилей. Посоветовавшись, выбрали МАЗ. Сняли с него цистерну, вместо нее поставили будку — вот вам и гостиница, и поезд, и рес-торан. Одно печалит Юрия Николаевича. МАЗу больше 40 лет, хотя он находится в идеальном состоянии. Но новые законы регламентируют перевозку детей транспортом не старше 10 лет. Так что с нового года о поездках на МАЗе придется забыть. А сколько на нем пройдено дорог!..
Настоящий сибиряк
Уже тридцать девять лет Юрий Николаевич каждый день (зачастую и в свой единственный выходной) с утра до вечера на работе. Нет, нельзя называть это работой в прямом смысле слова. Он с детьми. Он и собственным детям привил страсть к экстремальному виду спорта. Сын Юрия Николаевича с четырех лет гонял по картодрому так, что у многих дух захватывало. Теперь уже и внук освоил этот притягательный для мальчишек вид спорта.
Мы сидим с Юрием Николаевичем в его легендарном вагончике. Неспешно разговариваем. У меня в ногах в ожидании ласки лежит прибившийся щенок лайки с поврежденной лапкой — в «Циклоне» его выходили и откармливают… Стал ли Юрий Николаевич сибиряком? Отвечает утвердительно. В редкие часы отдыха он и по тайге пройдется — ягоды, грибы. Охота — еще одно его увлечение. Но так редко выпадают свободные часы! И еще одна страсть у Юрия Николаевича — фотография. С детства. Едва ли не каждый день он снимает все, что происходит в клубе с его детьми (самым первым его воспитанникам уже по пятьдесят лет). С удовольствием освоил цифровой фотоаппарат, купил принтер для печати фотографий, ламинатор. Тысячи? Нет, десятки тысяч снимков сделаны им за эти годы. Не только мальчишек из клуба — в том числе и удивительной красоты сибирской природы.
И вот мы опять говорим о дне сегодняшнем. Все эти почти сорок лет Юрий Николаевич и токарь, и столяр, и стекольщик, и сварщик в своем знаменитом «Циклоне». Клуб не финансируется. Даже литр бензина приходится покупать на личные деньги педагога или его учеников. Не говоря о дорогостоящих запчастях. «Картинг — занятие нынче скорее для богатых», – печально констатирует Юрий Николаевич. Между делом говорит что-то о здоровье. Я не ослышался? А в глазах Хворостинского — те самые веселые чертенята. Нет, рано еще думать о покое. Еще слишком много мальчишек нуждается в надежном наставнике. Дух коллективизма жив!
Олег ИВАНОВ
Когда в 7 лет точно знаешь кем быть. Юная флейтистка из Братска завоевывает сердца жюри международных фестивалей
Агнии недавно исполнилось семь, но несмотря на юный возраст девочка знает, что ее жизнь от…