Олег Федорович Зенков

На лыжах по жизни

У кандидата в мастера спорта по лыжам Олега Зенкова, бывшего председателя спорткомитета Коршуновского ГОКа, много лет назад случилась беда – на даче сгорели все его дипломы и кубки. Олег Федорович немного попечалился, а потом понял: главное-то не сгорело, осталось при нем  – память. Помнит он все. Даже то, как вернулся из рядов Советской Армии в Железногорск в 1965 году и, решив сменить профиль («Лыжи мне до чертиков надоели»), пришел в секцию по гимнастике.

– А ты кто? – спросил тогда тренер.

– КМС по лыжам.

– Только лыжников мне не хватало, – и отправил восвояси.  

Помнит, как познакомился со своей будущей женой Зоей Константиновной. На танцах. Твист танцевали. Как впервые предложил ей на лыжи встать. 

 – Ой, да что ты! У вас там одни перворазрядники…

А вскоре она займет первое место по ГОКу, выполнит КМСа и станет членом сборной области по лыжам. 

Жизнь Зенковых богата на события. Сам Олег Федорович, железнодорожник по образованию и слесарь по ремонту тепловозов (среднее техническое образование он получил в Красноярске), в начале своей трудовой биографии два месяца отработал на Коршуновском ГОКе. Сегодня, вспоминая свое прошлое, он снова признается – жизнь была удивительна своими приключениями. Но из всего, что случалось в долгой спортивной карьере Зенковых, самым памятным событием был лыжный переход Железногорск – Бодайбо 1968 года. Посвятили его 50-летию Вооруженных Сил СССР и комсомола. Не больше – не меньше. 

В гости за 1254 километра

А началось все с обыкновенного азарта, и заразили им бодайбинцы, проходившие за год до этого через Железногорск на Шушенское: «Приглашаем в гости к нам. Вряд ли только дойдете». – « Ах, не дойдем!..»  И началась подготовка. В команду, возглавил которую инженер Александр Ожогин, кроме Зенкова, вошли еще четверо: Борис Иванов, Алексей Мясников, Николай Фомичев и 20-летний Григорий Марков, самый молодой из всех.  Все работники ГОКа. Подсчитали: 1254 километра – примерно двадцать ходовых дней. На карте отметили все зимовья и мелкие села, где можно сделать привал и ночевку. У пожарников позаимствовали войлочные подшлемники, жена Александра Ожогина сшила всем суконные бахилы и рукавицы. В рюкзаках – мазь, пробка, сменное белье, провизия. Можно и в путь.

Вышли в 10 утра после традиционного митинга. До Северного шли без лыж – дорога песком посыпана. В два часа были уже в Хребтовой, пообедали – и до Семигорска. Здесь была первая ночевка. Устроились в клубе кто где: на полу, на скамьях, на бильярде. Спали как убитые, и только Ожогин поскрипывал перышком, сообщая дневнику, что первый день перехода прошел успешно и, даст Бог, остальные будут такими же. Но ожидания не сбылись…

Спирт в дороге не лишний

На второй день прошли шестьдесят километров налегке – попутный грузовик довез рюкзаки до строящейся станции, где и попросились на ночлег у бригады путейцев. На следующий день дошли до Усть-Кута. Заменили испорченные песком лыжи, попарились в баньке и прочитали лекцию о первенце черной металлургии Восточной Сибири – Коршуновском ГОКе.  

Четвертый день. Прошли семьдесят восемь километров. Это был самый длинный участок перехода, но не самый трудный. Впереди был Витим с сорокаградусными морозами и жгучими ветрами. Но приключения начались еще на Лене, перед Витимом, когда местные жители посоветовали сократить путь по перевалу. 

Сохранилась фотография: группа на перевале – впереди Ожогин с запасной лыжиной на плечах. «Вылетит птичка», а через минуту Ожогин зацепится лыжей за сосну, и вся группа один за другим, как костяшки домино, покатится в снег. Смеялись до упаду. 

Перед Витимом отпраздновали день рождения Коли Фомичева. Именинник вместе с Зенковым убежал вперед, в деревню, готовиться к празднику. Нашли председателя сельсовета, тот жену попросил стол накрыть. Выпили бутылочку «Кагора» – раскраснелись, а ночью Мясников предложил у Петровича (Ожогина) спирт в рюкзаке поискать. Тот поймал за руку: «Еще пригодится». И как в воду глядел.

Из Витима позвонили на ГОК: все нормально, все целы, коллектив не подведем… А на следующий день возле гольца «Три сестры» потянул такой ветер, что почти все обморозили лица. Вот тут-то и пригодился спирт – протирали ожоги. 

– Давайте к берегу – разведем костер, – предложил Зенков.

Но решили пройти еще немного. И через три километра ветер стих.

 Успеть до хоккея

Во всех деревнях лыжников встречали хлебосольно. Но наступил день, когда пришлось жевать сухарики. После длительного пробега приблизились к деревне Сользавод. Подошли – тишина. Оказалось, что село только на карте обозначено, а жителей в нем давно уже нет. Одни пустые дома. Пожевали сухарики – и снова в путь. Благо, неподалеку еще одна деревенька была.  Издалека услышали лай собак. Самый старший из всех, Ожогин, стал уставать – «капать», как говорят спортсмены. Лыжные палки расставит и еле идет. «Космонавт», – меж собой смеялись ребята. Чтобы не замерзнуть, убегали вперед, а с отстающим шли по очереди. 

Перед деревней Воронцовкой совсем упарились, когда напали на лыжный след, а вскоре заметили зимовье: дымится. Зашли – охотник заячий суп варит: «Присаживайтесь, ребята». Накинулись на этот суп – в момент ничего не осталось. А до деревни еще пятнадцать километров. Фомичев и Зенков вперед  убежали – ночлег искать. В доме начальника почты обсохли – и с фонарем на берег реки: чего доброго, группа мимо пройдет в темноте… 

Последним обморозился Гриша Марков. На двадцать первый день пути, на подходе к Бодайбо. В тот день он бежал и бежал без устали. К последней ночевке на прииске, чтобы успеть послушать по радио репортаж с чемпионата мира по хоккею. 

– Гриша, ты, кажется, обморозился, – заметил Зенков. 

– Где? 

Подошел Ожогин, протер лицо ему спиртом. 

В ту последнюю ночь пробега почему-то не спалось – то один встанет, то другой. Говорили, вспоминали, дураками себя обзывали, кто-то даже обмолвился: «Детям завещать буду, чтоб такого не делали». Но потом всю жизнь вспоминали. И в бой рвались. 

Скоро юбилей…

Сегодня Олег Федорович Зенков, как и прежде, патриот спорта. Он пишет книгу о спортивных достижениях Нижнеилимского района и о тех, кто его прославил, занимая пьедесталы почета. Кстати, идею написать такую книгу-энциклопедию ему подкинули соседи-братчане. Несколько лет назад они уже напечатали летопись своих спортивных достижений. 

– А разве мы так не сможем? – спросил сам у себя Олег Федорович и приступил к работе. Это будут «Очерки о развитии физкультуры в Братске». И уже нет сомнений, что тот самый – знаменитый – переход Железногорск – Бодайбо 1968 года (почти пятьдесят лет назад) тоже займет почетные странички летописи. 

– Из той команды, а нас было шесть человек, кроме меня, не осталось никого, – рассказывает Олег Федорович Зенков. – Мы все вышли из Коршуновского ГОКа. Инженер Александр Ожогин был начальником отдела по технике безопасности на ГОКе. В свое время он защитил докторскую диссертацию, впоследствии преподавал в Иркутском политехническом институте. В снежный поход с нами пошли два машиниста экскаваторов – Алексей Мясников, он потом получил Орден Ленина, и Николай Фомичев. Борис Иванов был помощником водителя электровоза на ГОКе, Григорий Марков – монтером контактной сети. Мы все любили свою работу и были преданны спорту. 

Сергей МАСЛАКОВ

0

Смотрите также

Когда в 7 лет точно знаешь кем быть. Юная флейтистка из Братска завоевывает сердца жюри международных фестивалей

Агнии недавно исполнилось семь, но несмотря на юный возраст девочка знает, что ее жизнь от…