Константин Магидин и его “Трубадур”
История театров интересна, необычна, многогранна. Мы продолжаем публикацию материалов монографии кандидата исторических наук Ларисы Марсовны Салаховой. В своем труде «Культура молодых индустриальных городов Восточной Сибири середины 1950 – 1980-х гг.: опыт Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса» автор рассказывает об истории самодеятельных и профессиональных театров северных городов Иркутской области.
***
В 1972 году в Братск приехал Константин Ефимович Магидин, ставший активным театральным деятелем. Оставшиеся без руководителя актеры народного театра А.М. Герценштейна вошли в новый самодеятельный театр К.Е. Магидина, получивший название «Трубадур».
В 1973 году театром были поставлены спектакли «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» «Предместье» по пьесам А. Вампилова. Это были одни из первых постановок произведений сибирского драматурга, произведшего позже фурор в отечественной литературе. В тот период тексты его произведений публиковались в альманахе «Сибирь». То, что в репертуарную основу «Трубадура» легли произведения А. Вампилова, режиссер театра объяснял личным выбором, близостью ему по духу произведений.
В 1974 году К.Е. Магидин стал членом Всероссийской лаборатории драматургов, он первым поставил «Живи и помни» В. Распутина. Исчерпывающую характеристику этой постановки дал профессор Щукинского училища Пуров А.Г.: «Мне приходилось видеть по творчеству Распутина спектаклей двадцать, но лучший из них я видел в Братске». Магидин сам делал инсценировку, а художником-оформителем был приглашённый из Москвы Михаил Рогинский, основатель такого направления в искусстве, как поп-арт, ныне живущий в Париже. К.Е. Магидин первым осуществил и постановку спектакля «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?» по пьесе В. Тендрякова.
Театр не замыкался в своей деятельности только на обслуживании города, с 1984 году он осуществлял поездки в Усть-Илимск, на БАМ.
К. Магидин, как профессиональный режиссер, участвовал в оформлении городских праздников, чем обеспечил лояльное отношение к театру со стороны партийного руководства. Однако партийные критики расценивали постановки на сцене драматического театра как антисоветские диверсии, о чём информировали секретаря райкома партии. В 1985 г. на бюро райкома партии рассматривали вопрос «Роль «Трубадура» в коммунистическом воспитании братчан». Конфликт вышел на уровень страны. Союз театральных деятелей и союз кинематографистов для разрешения конфликта обратились за помощью к Н. Агишевой, заведующей отделом культуры газеты «Правда». Константин Ефимович выразил протест уходом в тайгу, где находился до момента снятия политических обвинений. В Братск прибыл В. Венгер – председатель Союза театральных деятелей Иркутской области. Состоялся партийный сбор с участием видных критиков. Собрание заключило, что антисоветских проявлений в постановках театра «Трубадур» нет.
Приведённый нами факт свидетельствует о том, что театральное творчество было несвободно от идеологического контроля, особенно во второй половине 1980-х гг. Это было следствием идеологического кризиса в стране. Более того, когда за оценку творческой деятельности брались непрофессионалы, происходили недоразумения, порой фатальные, как в Усть-Илимске, о чём будет сказано ниже.
Деятельность самодеятельных театральных коллективов контролировалась отделами культуры горисполкомов и отделами пропаганды и агитации ГК и РК КПСС. В функции действовавших при всех отделах культуры с 60-х гг. художественных советов, входил контроль соблюдения идейной направленности репертуарных планов самодеятельных творческих коллективов, производился приём готовых программ и спектаклей.
фото Яндекс
Фонд Андрея Чернышева будет выплачивать стипендии еще трем студентам-медикам
Благотворительный фонд Андрея Чернышева «Сибирский Характер» продолжает поддержку сферы зд…