Владимир Петрович Чемоданов
Он окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, в Улан-Удэнском институте культуры защитил диплом режиссера народного театра. За его плечами — Братская студия телевидения, а этим сказано многое! В то время, 40 лет назад, работать там было престижно, как теперь в Голливуде. Рос и хорошел Братск, строилась Усть-Илимская ГЭС, партия призвала молодежь на БАМ — и каждое событие в жизни страны фиксировал на пленку человек с кинокамерой и магнитофоном. Таким человеком был и остается Владимир Петрович Чемоданов.
Володя родился в солнечном Кобулети и очень любил рисовать. Мальчику прочили будущее художника. Наверное, так и случилось бы, не повлияй на ребенка профессия его дяди-киномеханика. Вскоре семья переехала в Магнитогорск, Володя выпросил у родителей первую восьмимиллиметровую кинокамеру и записался в Дом пионеров в детскую киностудию.
Воинский долг Родине Владимир отдал на Тихоокеанском флоте, был фотокорреспондентом многотиражки. За четыре с половиной года службы смог и опыта набраться, и фактуры насмотреться — места красивейшие. Вернувшись, обнаружил, что работа электрика на мелькомбинате уже не прельщает. Хотелось заниматься творчеством, снимать на пленку историю и события — бум комсомольско-молодежных строек набирал обороты. Узнал о строительстве Усть-Илимской ГЭС, написал в дирекцию письмо: «Я электрик, жена — медик. Если мы нужны вам — ждем ответ, приедем работать!».
И вот ее величество судьба — перед самым отъездом в Сибирь в «Советской культуре» прочитал, что на Братскую студию телевидения требуется собственный корреспондент для освещения строительства Усть-Илимской ГЭС. По пути в Усть-Илимск заехал туда. Самый первый сюжет молодого собкора понравился руководству, и директор Братского телевидения Виктор Петрович Комаров спросил стажера: «Ты хоть что-нибудь знаешь о БАМе?» – «Ну а как же!». «Поедешь туда собкором!» — сказал, как отрезал, Комаров. Там же, на Братской студии телевидения, произошла встреча Владимира Петровича Чемоданова с Евгением Сергеевичем Акимовым — ярким журналистом и удивительным человеком, со временем переросшая в дружбу.
Испытание БАМом
У Чемоданова была тяжеленная, весом в 15 килограммов, кинокамера, у Акимова — неподъемный магнитофон «Репортер». А еще громоздкая осветительная аппаратура, неудобные штативы, кабели, сменные объективы, аккумуляторы… Журналисты были ориентированы для работы на программу «Время». Сейчас трудно представить себе всю сложность технологической цепочки — кинопленка, синхронный текст на магнитной ленте и монтажные листы отправлялись из Усть-Кута в Иркутск самолетом, самолетом же из Иркутска в Москву — курьер встречал в аэропорту и срочно вез на Центральное телевидение. Там пленку проявляли, монтировали, и уже вечером сюжет о БАМе шел на всю страну. Дома Чемоданов почти не жил — вместе с Акимовым они загружали четыре чемодана с аппаратурой в поезд или попутку и — в путь. А когда возвращался домой, жена говорила сыну: «Смотри, Стас, папа к нам домой в командировку приехал».
– Уникальность БАМа – в его людях, — говорит Владимир Петрович. — Большинство действительно приехало не за благами в виде машины, а, как тогда говорили, по зову сердца и велению души — за туманом и за запахом тайги. Помню, идем мы с Акимовым по шпалам где-то около Северобайкальска: ливень жуткий. И слышим сзади протяжные тепловозные гудки — освободите дорогу! Машинист нам: «Вы откуда? Садитесь в кабину!». Поднимаемся, а на полу кабины лежит человек. «Кто это?» – «Валентин Петрович Куликов. Не будите его, пусть отсыпается». Вибрация и шум в кабине тепловоза такие, что не только спать — работать смену 12 часов трудно. Это как же нужно было вымотаться и устать Куликову — мастеру звеносборки, чтобы практически жить в кабине тепловоза!
…и «мирной» жизнью
— Когда БАМ построили, корпункты стали закрывать, — вспоминает Чемоданов. — Виктор Петрович Комаров (он уже руководил Иркутским телевидением) предложил мне переехать жить в Иркутск: «Выбирай себе любую должность». Я отказался. Привык к Усть-Куту и людям. Тут мой дом. Евгений Сергеевич Акимов перешел работать в местную районку. И тогда Комаров принял решение оставить мне всю аппаратуру с условием, чтобы она использовалась по назначению.
Эпоха БАМа закончилась, но жизнь продолжала вносить свои коррективы в судьбу Владимира Петровича. В период работы Чемоданова собкором Иркутской студии телевидения ему приходилось в одном лице совмещать функции и журналиста, и режиссера, и оператора, и редактора, и водителя — справлялся. Обо всех значимых событиях жизни Усть-Кутского района жители узнавали из программы «Приангарье».
Еще не отгремели бамовские фанфары, а Владимир Петрович организовал в Доме культуры речников театральную студию, весьма быстро получившую статус народного театра. 14 спектаклей было поставлено за несколько лет. Премьерный – «Мой бедный Марат». Зима, в полном зрительном зале люди сидят в пальто и шубах. И когда самодеятельные артисты выходили на поклон под рукоплесканиия благодарных земляков, кто-то подарил Чемоданову цветок. По словам Владимира Петровича, это была гвоздика… Как, откуда она взялась в те годы в Усть-Куте, загадка.
Патриарх местного телевидения
В мае 1991 года Владимир Чемоданов и Евгений Акимов решили создать в Усть-Куте местную телестудию. На сессии горсовета депутаты приняли решение и выделили комнату в местном ДК. По воле случая эта комната оказалась тем самым помещением народного театра, где рождались спектакли Владимира Петровича. Снимали на бытовую видеокамеру. Монтировали на обычном видеомагнитофоне. Музыку записывали с помощью бытового магнитофона и проигрывателя III класса «Каравелла». За их плечами были суровые будни БАМа — разве эти технические несовершенства могли остановить энтузиастов?..
Много лет Владимир Петрович проработал на студии «Диалог» главным режиссером. Он и сейчас трудится в созданной им телерадиокомпании. Теперь она объединяет в себе и городское радио, и свою полноформатную газету.
«Тропою памяти»
Так называется творческое объединение, созданное стараниями местного историка, краеведа Светланы Константиновны Пшенниковой и Владимира Петровича Чемоданова. Изданы книги по истории Усть-Кутского района — от острога до наших дней. Но главным своим делом уже много лет Владимир Петрович считает съемки цикла историко-художественных фильмов «Тропою памяти». В проекте заняты в основном ученики и учителя школы № 9, где много лет назад Пшенникова организовала отряд красных следопытов.
Светлана Константиновна пишет сценарии ко всем фильмам. Тщательно готовятся костюмы и реквизит. 16 работ снято за эти годы об истории Сибири, Усть-Кутского и соседних районов. Есть фильм о землепроходце и основателе Усть-Кута Иване Галкине, о Гражданской войне и ее отголосках здесь. В одном из фильмов идет речь о плененном шведе, которого занесло в глухое сибирское село Подымахино после Полтавской битвы по указу Петра I и любви этого молодого шведа к местной девушке. Кино о драматических событиях начала XVIII века в Сибири увидели и в Новой Зеландии: краеведы нашли потомка того самого ссыльного шведа и отправили диск с фильмом ему на память.
За верность профессии
С районной газетой «Ленские вести» Владимир Чемоданов сотрудничает 40 лет. Впрочем, трудно назвать сотрудничеством крепкую дружбу коллег. Несколько лет назад по решению редколлегии Владимиру Петровичу Чемоданову было присуждено звание «За верность профессии», учрежденное в память о бывшем главном редакторе газеты. Есть у Чемоданова и медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», но главной наградой он считает диплом «За верность профессии».
— Очень давно я понял, что надо рассказывать о простых людях, — говорит Чемоданов, — о людях труда. Перевыполнение плана на 120 процентов это не для меня. И у министров я интервью брал. Но мне дороже общение с простым человеком. Сяду с ним за стол, выпьем чаю — и нам всегда найдётся о чем поговорить….
Есть у Владимира Петровича мечта — создать в Усть-Куте детскую киностудию. И давно зная его, я уверен: это ему удастся.
Олег ИВАНОВ
Когда в 7 лет точно знаешь кем быть. Юная флейтистка из Братска завоевывает сердца жюри международных фестивалей
Агнии недавно исполнилось семь, но несмотря на юный возраст девочка знает, что ее жизнь от…