Мусса Назанович Батербиев
Каждому из нас на жизненном пути встречался человек, после встречи с которым обычный ход вещей наполнялся особым смыслом, становилась понятна глубина происходящего и легко открывались новые возможности. Удивительным образом такая встреча наполняет вдохновением и свежими идеями… Сегодня есть шанс познакомиться с одним из них таких удивительных людей прямо сейчас. Его зовут Мусса Назанович Батербиев.
Мусса Назанович прежде всего известен как единственный и бессменный директор Усть-Илимского лицея. Именно он создал образовательное учреждение с особым укладом и стилем школьной жизни – по образу и подобию знаменитого Царскосельского лицея.
Профессия и ее КПД
– Мусса Назанович, помните момент, когда вы решили выбрать профессию учителя?
– Мне часто задают этот вопрос. Видимо, хотят услышать, что я с детства хотел стать учителем. Все гораздо прозаичнее. К окончанию учебы в школе я так и не решил, кем стать, и принял решение отслужить в Советской армии, чтобы лучше узнать жизнь и выбрать наиболее подходящую профессию. Однако семейный совет решил по-другому: подать документы в ближайший вуз (а сроки уже поджимали). И вот я, в сопровождении старшего брата, в последний день сдал документы в пединститут. Получается, что профессию учителя я не выбирал, скорее, она меня выбрала.
– Как возникла идея создать в Усть–Илимске образовательное учреждение, отличающееся от классической школы?
– Меня всегда не устраивало то, чем приходилось заниматься в школе: КПД учителя очень низкий, и это связано с традиционной, сложившейся на протяжении сотен лет классно-урочной системой. Нужна была, альтернативная система, которая могла бы раскрепостить учителя, сделав его труд более созидательным и творческим. Одновременно стоило подумать о том, чтобы учащийся мог принимать более заинтересованное и активное участие в «строительстве» своего будущего.
Изучая труды передовых педагогов и психологов, я понял, что человек развивается только в процессе деятельности. Но деятельность изолированной не бывает, значит, речь нужно вести о взаимодействии. А там, где есть взаимодействие, есть и общение.
Таким образом, напрашивалась идея организации образовательного процесса в ходе общения. В процессе анализа разных коллективов и приемов их совместной деятельности (от семьи до производственных отделов) я словно открыл для себя: все коллективы разновозрастные и только в школе почему-то создаются одновозрастные классы. Это показалось алогичным, поэтому я и решил попробовать организовать разновозрастное обучение. Благо, что опыт такой организации образовательного процесса имелся и в России, и за рубежом. Оставалось изучить его и разработать собственную модель…
Интеллект Сибири
– Были моменты, когда вы сомневались в правильности принятых решений?
– Больших сомнений не было. Во-первых, потому, что мы постарались предусмотреть все возможные нюансы реализации нашей идеи, просчитали риски и определили способы их минимизации. Во-вторых, мы неукоснительно следовали главному принципу «Не навредить!».
Мы принимали активное участие в работе многочисленных научно-практических конференций, всевозможных конкурсов, представляя нашу модель организации образовательного процесса. Положительные отзывы видных ученых убеждали в правильности выбранного направления, а их рекомендации позволяли корректировать ход эксперимента.
Также нас вдохновляли результаты учебной деятельности лицеистов. Уже через три года они стали занимать призовые места на олимпиадах муниципального и регионального уровней, а наш проект «Интеллект Сибири» стал призером всероссийского конкурса.
Популярность лицея росла, а возможность принимать большее количество детей ограничивалась малой площадью здания. Для дальнейшего развития технологии разновозрастного обучения был разработан новый проект по созданию Научно-образовательного комплекса, который мы реализуем с 2012 года уже в новом, более просторном здании. Теперь имеем возможность набирать ребят уже с первого класса.
– Случались ли на пути становления лицея неожиданные результаты?
– Конечно! Например, мы не предполагали, что через три года (в 1994 году) станем призерами Всероссийского конкурса «Авторская школа 2», через семь лет – Федеральной экспериментальной площадкой, а затем нам присвоят статус авторской школы. Наш коллектив очень гордится, что до настоящего времени усть-илимский лицей остается единственным образовательным учреждением Иркутской области, который победил в конкурсе «Лучшая школа России» в 2005 году.
Наши лицеисты убедили всю общественность города, руководителей муниципальных и региональных органов управления образования, что технология разновозрастного обучения при правильном применении гораздо эффективнее традиционных форм обучения.
Теперь у нас есть многочисленные последователи в разных уголках страны. Технология разновозрастного обучения востребована для всех видов малочисленных школ. Парадоксально, но она работает и для небольших элитных школ с детьми, способными к интенсивному учению, и для малых сельских и удаленных школ, и также для школ, где учатся дети с задержкой развития.
Эту технологию признали эффективной на уровне Министерства образования Республики Бурятия. Есть у нас последователи и в Забайкальском крае. Опираясь на наши публикации (а их около 130), разновозрастное обучение организуют в Западной Сибири, Ханты-Мансийском автономном округе, Хакасии, в европейской части страны и даже в Санкт-Петербурге.
Как стать успешным человеком?
– Лицейские дети вас удивляли?
– Я помню практически всех своих учеников. Каждый из них меня чем-то удивлял, чем-то озадачивал. Как-то наш ученик, который преподавал информатику в лицее (пришлось пойти на такой шаг из-за отсутствия дипломированного специалиста), заявил мне, что ту зарплату, которую получает за проведенные уроки, он может заработать за один-два дня, настраивая компьютеры в коммерческих фирмах. Уроки он проводил исключительно, чтобы помочь своим друзьям и лицею.
Приведу еще один пример. У нас в гостях был вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Василий Васильевич Давыдов. Он с большим интересом наблюдал, как лицеисты разных возрастов, работая совместно, решают учебную задачу. Как-то он подошел к одной из групп и поинтересовался ходом работы. Один из лицеистов, не глядя, махнул рукой в его сторону и сказал: «Не мешайте». От этой реплики Василий Васильевич был в восторге!
– Чему самому важному должен научить лицей своих учеников?
– С каждым годом я убеждаюсь в том, что в школе детям предлагают не совсем то, что им пригодится в жизни. Школьные знания не дают ответы на вопрос «Как стать успешным человеком?».
Конечно, большое значение имеет так называемая общеобразовательная подготовка, но мне не понятно, зачем преподавать такое количество учебных предметов. На мой взгляд, человека делает успешным умение находить (все знать невозможно) нужную информацию в нужное время и использовать ее для решения стоящих задач.
Молодые люди должны знать, как преобразовать пространство вокруг себя, уметь брать на себя ответственность по его насыщению всеми видами ресурсов и работать на достижение общего результата, то есть уметь трудиться в команде.
Особые слова я хочу адресовать тем людям, которые окружали меня при решении поистине грандиозных задач образования. В небольшом сибирском городе, расположенном в тайге, вдали от научных центров, группа учителей стала участниками разработки уникальной технологии организации образовательного процесса. Это можно без преувеличения назвать педагогическим подвигом. Я благодарен судьбе за то, что она сводила меня с замечательными людьми и выдающимися профессионалами!
Беседу вела Евгения Соколова
Фото из архива
Научно-экспериментального комплекса.
Когда в 7 лет точно знаешь кем быть. Юная флейтистка из Братска завоевывает сердца жюри международных фестивалей
Агнии недавно исполнилось семь, но несмотря на юный возраст девочка знает, что ее жизнь от…