Братский народный драматический театр
История театров интересна, необычна, многогранна. Мы продолжаем публикацию материалов монографии кандидата исторических наук Ларисы Марсовны Салаховой. В своем труде «Культура молодых индустриальных городов Восточной Сибири середины 1950 – 1980-х гг.: опыт Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса» автор рассказывает об истории самодеятельных и профессиональных театров северных городов Иркутской области.
***
Ярким событием в культурной жизни г. Братска стало создание в 1965 году при ДК «Юность» самодеятельного драматического театра под руководством В. Андрейчука, выпускника Институт культуры г. Улан-Удэ. Коллектив очень быстро стал народным, получив в 1966 г. почетное звание за первый спектакль «В поисках радости». Затем в репертуаре Братского народного драматического театра появились спектакли «Барабанщица» А. Салынского (1967) и «Сверчок» (1968). Вскоре после этого В. Андрейчук был приглашен работать в Институт культуры г. Барнаула. Год театр существовал без руководителя, а в 1968 г. коллектив перешел в открывшийся ДК «Лесохимик». Возглавил его Герценштейн Алексей Моисеевич, выпускник училища имени Б.В. Щукина. Он уже имел опыт постановок таких спектаклей, как «Шторм», «Конармия», «Город на заре», «Чудаки». Но коллектив на год фактически был вынужден прекратить свою деятельность, так как А.М. Герценштейна назначили директором ДК «Лесохимик». Спектакль «Вызов богам», поставленный «человеком со стороны», сочли невозможным выпустить из-за больших недоработок. В 1971г. А. М. Герценштейн вернулся к руководству театром.
Театральная неделя, посвященная Международному дню театра, открылась в Братске 24 марта 1972 г. В город прибыли самодеятельные театры городов Ангарска, Иркутска, Усть-Илимска, Шелехова. Братский театр под руководством А.М. Герценштейна показал спектакль «В добрый час» В. Розова (это первая работа режиссера в Братске). Журналист Л. Беспрозванный в газете «Советская молодежь» писал о постановке А.М. Герценштейна: «Непритязательность – главная черта этого спектакля, …спектакль без внешних новаций, как бы изнутри высвечивает смысл происходящего и основную мысль: главное не кем стать, а каким стать… Братский народный театр нашёл … ключ к сердцу зрителя». Автор отмечал, что характерной особенностью игры актеров была подлинность и прочувствованность. «Театру еще предстоит найти подлинное творческое лицо. Сегодня он еще организационно не твердо стоит на ногах, и отношение к нему не очень серьезное и не очень чуткое. В настоящем времени нет нормальной комнаты для репетиций. И вообще театр живет на правах пасынка. Художник – завпост, оформлявший спектакль, – человек случайный и неквалифицированный.
Народные театры этого периода представляли собой полупрофессиональные организации, поскольку во главе их стояли профессиональные режиссеры, а актеры были самодеятельными. Об этом высказалась сотрудница братской газеты «Красное знамя» Н. Погодаева: «Народные театры – молодое дело… Нужна драматургия, близкая по духу актерам с производства, от станка, от учительского стола, – будь это классика или современность». Такой подход стал характерной чертой для народных театров 70-х гг.
Ситуация в Братске изменилась в 1972 г. с приездом Константина Ефимовича Магидина, ставшего активным театральным деятелем города Братска. Оставшиеся без руководителя актеры народного театра А.М. Герценштейна вошли в новый самодеятельный театр К.Е. Магидина, получивший название «Трубадур». Продолжение в следующей публикации…
фото Яндекс, nashbratsk.ru
Александр Дубровин: Образовательный спектакль увидят более 1 000 детей Братского района
Фонд Андрея Чернышева «Сибирский Характер» продолжает реализацию проекта «Театр дарит добр…