БАМ: возрождая легенду

БАМ: возрождая легенду

В России отметили очередную годовщину начала всесоюзной стройки: Байкало-Амурской магистрали. Хотя с тех пор прошло более 40 лет, БАМ остается самым крупным инфраструктурным проектом в истории страны, от которого государство не хочет отказываться, какой бы сложной ни была его реализация. На магистрали и сегодня ведутся строительные работы. БАМ меняется, пытаясь вписаться в современные экономические условия. 

Импульс, который иссяк

БАМ берет начало от Тайшета и имеет несколько ответвлений к городам Приангарья – в Усть-Илимске,  Усть-Куте, а также пересекает Ангару в Братске. Некогда гремевшие стройки, положившие начало многим поселениям, после завершения принесли немало проблем жителям. Так, во времена строительства магистрали Усть-Кут и Усть-Кутский район получили мощный импульс для развития. Город прирастал современными микрорайонами и каменными многоэтажными домами, росли новые поселки: Ния, Звездный, Янталь. 

Люди верили в грядущие перспективы, но вслед за тем, как была открыта первая ветка БАМа, грянула перестройка и наступили долгие годы неопределенности. Ния, Звездный и Янталь чахнут, молодежь уезжает, дома, построенные раньше, пустеют и ветшают. В начале 90-х экономисты заговорили о том, что БАМ не нужен, он слишком затратен, что есть Транссиб, которого вполне достаточно для решения государственных задач. Более того, содержание мало востребованных путей на БАМе ежегодно приносит РЖД многомиллиардные убытки…

Стратегическое значение   

В октябре 2013 года вышло распоряжение Правительства РФ, в котором говорилось о том, что ОАО «РЖД» участвует в реконструкции и модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, во многом определяющих долгосрочное развитие экономики региона и страны в целом. Этого решения жители поселков, основанных при строительстве магистрали, ждали многие годы. Тогда же в СМИ фактически было объявлено о полномасштабном возобновлении строительства БАМа. 

В том же 2013 году Владимир Путин подчеркнул важность строительства БАМа не только в экономическом аспекте, но и стратегическом: учитывая близость Транссиба к границе, в Сибири и на Дальнем Востоке должна быть еще одна, параллельная дорога. Более того, для РЖД развитие БАМа должно решить еще одну важную задачу – разгрузить Транссиб, оставив на нем только пассажирские перевозки, в то время как Байкало-Амурская магистраль будет использоваться для перемещения грузов.

Удвоить способность! 

– Согласно базовому варианту прогноза прирост объемов перевозок грузов на Восточно-Сибирской железной дороге оценивается в 21% в 2020 году и в 33% в 2025 году к уровню 2014 года. Характерной особенностью Восточно-Сибирской магистрали является то, что она наряду с обеспечением пропуска транзитного потока имеет свою достаточно объемную грузовую базу, – отмечает заместитель начальника ВСЖД Александр Парщиков.

Задача железнодорожников и строителей – увеличить пропускную способность БАМа в два раза, с 16 до 32 пар поездов в сутки. Для этого необходимо построить и реконструировать около 500 километров вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 километров линий автоблокировки, 350 километров контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов и построить новый Байкальский тоннель. В октябре 2014 года был утвержден паспорт этого проекта, определяющий основные параметры его реализации – в том числе порядок и объем предоставления средств господдержки. Затем началась его плановая реализация.

Цифры, говорящие о многом

Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие ВСЖД в 2015 году превысили 26 миллиардов рублей. Строительно-монтажные работы выполнялись на 184 объектах магистрали. Была проведена модернизация железнодорожного пути на 46 участках, начато строительство вторых путей, двухпутных вставок, разъездов. С начала реализации проекта уложено 130 километров рельсов, 215 километров кабелей связи, 83 стрелочных перевода, пройдено 1 986 метров тоннеля, создан комплекс электроснабжения тоннеля с устройством резервного питания. Также введены в эксплуатацию два объекта строительства вторых путей на перегонах Предленский – Чудничный и Чудничный – Звездная.

В 2016 году РЖД планирует ввести в строй 7 объектов. Это два объекта строительства путей на перегонах Таксимо – Лодья и Сакукан – Салликит, а также 5 объектов реконструкции малых и средних искусственных сооружений. Кроме того, в текущем году планируется уложить 96 километров пути, 112 стрелочных переводов, 125 километров контактной сети, 540 километров кабеля, установить 2 980 опор контактной сети, отсыпать 1,25 миллиона кубометров земляного полотна и пройти 2 700 метров тоннеля. БАМу предстоит серьезное обновление.

0
Комментарии к записи БАМ: возрождая легенду отключены

Смотрите также

Киренский район: курс на развитие

Киренский район богат своей историей. Здесь есть села, которым исполнилось более 350 лет. …