Аввакуму – 400 лет. Узнать о том, как жили и живут старообрядцы приглашает музей политической ссылки
Где и как живут общины православных старообрядцев после раскола Русской церкви. Об этом готовы рассказать в музее политической ссылки Братска. К 400-летию со дня рождения главного идеолога и предводителя старообрядчества протопопа Аввакума по всем городам и селам, где ступала нога священномученика, проходят мероприятия и выставки. Памятную дату будут отмечать в 2020 году.
Первый политический ссыльный на братской земле оказался в 1656 году и был заточен в башню Братского острога. Затем ярый противник Никоновской реформы Аввакум еще 6 лет скитался по Даурии, где сегодня проживают тысячи его последователей.
Ольга Турчанинова, руководитель Общества культуры семейских Иркутской области одна из тех, кто и сегодня придерживается русских традиций веры и сохраняет память об обычаях старообрядцев, знакомит с ними подрастающее поколение. Ее прадеды тоже были из староверов. Из тех, кто в XVI веке не принял новых правил.
– Мои предки, когда произошел раскол, ушли на Польские земли – на территорию Речи Посполитой, – рассказывает Ольга Турчанинова. – Они убежали от гонений и прожили там 100 лет. А затем по приказу Екатерины II их выслали на Сибирские земли, и так они попали в Даурию, в Забайкальский край. Мои прадеды были основатели деревни Куйтун. А по материной линии семья ушла через Китай и попала в Северную Америку. По материной линии моя прабабушка была инокиней. Она стала монашкой у себя дома, там у нее была келья. Мы до сих пор бережно храним ее письма.
Староверы покидали Русь целыми семьям. Сегодня общины старообрядцев живут в Северной и Южной Америке, Китае, Уругвае, Австралии. И что удивительно, говорит Ольга, но именно в эмиграции удалось сохранить тот чистый церковнославянский язык, на котором говорили наши прадеды.
Выставка эта уникальна тем, что здесь все экспонаты семейные. Старообрядцы не сдают свои реликвии в музеи, а пользуются дома каждый день. Посетителям расскажут, что такое скитское покаяние, покажут книги, которым более 300 лет. Сарафаны и рубахи, которым более 200 лет и они прекрасно сохранились, несмотря на то, что их носили пять поколений девушек. Кроме костюмов здесь представлена и певческая рукопись с древними нотами, иконы и картины из старообрядческих скитов.
Где живут сегодня старообрядцы Забайкалья, почему пить чай и плясать под баян – это грех и какой элемент одежды носить, чтобы не быть распоясанным. Чем отличаются обряды крещения, венчания, и в каких странах старообрядческие общины пользуются поддержкой государства, а главное – почему? Обо всем этот расскажут сотрудники музея на Парковой.
Анастасия Коропова
фото автора
Фонд Андрея Чернышева будет выплачивать стипендии еще трем студентам-медикам
Благотворительный фонд Андрея Чернышева «Сибирский Характер» продолжает поддержку сферы зд…