Судьбы
Отец Андрей Чесноков
Путь к вере и к Братску

Отец Андрей Чесноков

В жизни каждого человека бывают встречи, которые меняют многие его представления. Так произошло со мной несколько лет назад, когда я познакомилась с православным священником, настоятелем Храма Рождества Христова отцом Андреем Чесноковым. Через общение с этим удивительным человеком я совершенно по-иному взглянула на православие. Заинтересовалась, прониклась уважением, сделала для себя важные открытия.  

Отец Андрей разрывает многие шаблоны, которыми руководствуются люди, смотрящие на церковь со стороны. В этом году ему исполняется лишь 40 лет, однако мудрость, глубину и смирение этого человека трудно измерить возрастом. В общении он далек от излишней строгости, нравоучений и наставлений. Интересуется литературой, кино, городской жизнью. А главное, ему присуще чувство юмора – вот уж чего не ждешь от священнослужителя!


Иконы из чемоданчика 


Его духовный путь начинался в необычайное время – в годы перестройки.

- Еще пару лет назад было нельзя ничего и вдруг все стало сразу можно, - вспоминает отец Андрей.

Он родился в рабочей семье строителей в городе Прокопьевске Кемеровской области. Обычное советское детство и детские мечты. Его отец мечтал стать хирургом – не получилось, и, само собой разумеется, что Андрей должен был осуществить мечту отца. Все шло к поступлению в медицинский институт. Но Андрей стал проявлять все больший интерес к православию.

- В семье никто не молился, кроме прабабушки. Она доставала из чемоданчика иконы, затем снова убирала их. Никогда не проповедовала, не делала религиозных наставлений, но это были первые звоночки для меня, - говорит отец Андрей.

В конце 80-х в стране появилась первая религиозная литература, Евангелие, напечатанное за рубежом. Все это было для Андрея непонятно, никто не вел его по этому пути, он сам тянулся к новым знаниям. И они сами находили его. Например, мама выписывала журнал по рукоделию, и там была маленькая рубрика, где печатались православные молитвы. Андрей впитывал каждую букву, каждое слово.

Крещение 


В пятнадцать лет он впервые оказался в храме – решил креститься. Тогда православные храмы были наводнены паствой. Люди потянулись к вере, хотя подчас духовные поиски были надуманны. Кто-то ударился в сектантство, в йогу, кто-то заряжал воду по телевизору. Некоторые шли в православные храмы, не понимая их истинного предназначения. 

- Мой путь к вере мог быть совсем иным, но господь миловал. Впервые я пришел в церковь с патриотическими нотками в душе – не Бога искать, а спасать Россию. Но Бог отвел меня от этого, ведь любые политические цели заключаются в том, чтобы заполучить Бога на свою сторону, а истинно верующий человек должен сам на сторону Бога становиться, - поясняет отец Андрей.

Из числа многих, кто крестился в тот день, священник почему-то обратил внимание именно на этого юношу, который, в отличие от других, понимал и суть происходящего, и значение, и был готов к таинству. Священник попросил Андрея помочь на алтаре: каким-то странным образом постоянных служителей церкви не оказалось рядом. Так Андрей остался в церкви и начал прислуживать и читать на клиросе.

Его родители до 1992 года были членами партии, хотя и вышли после распада Союза из нее. Им непросто далось решение сына поступать в духовное учреждение.

- Считаю, что моя мама совершила подвиг, приняв мое решение и не противясь ему. Я знаю, как ей было непросто, - говорит Андрей Чесноков.


Путь семинариста 


Тобольская духовная семинария, в которую его взяли в виде исключения в 16-летнем возрасте, была своеобразным учреждением. Духовный поиск в 90-е годы приводил в семинарию и юнцов вроде Андрея, и вполне зрелых людей. Юноши жили по строгому расписанию, носили кителя и кирзовые сапоги, учились и работали. Суть обучения была в послушании. Доводилось и мерзлую землю ломом долбить, рыть траншеи для укладки телефонного кабеля или других нужд. Хотя по семейным обстоятельствам Андрею не довелось служить в армии, те пять лет в семинарии стали для него настоящим испытанием и подготовкой к взрослой жизни…


Непонятный Братск


На последнем курсе у него была перспектива остаться в семинарии и преподавать, но снова поворот в судьбе, снова невидимый знак. При учреждении был хор, в основном состоявший из девушек. Одна из них приглянулась Андрею. После завершения учебы он женился на Ирине из Братска.

- Я поехал свататься к ее родителям в Братск один. И там же меня «сватали» служить в Братске, - смеется отец Андрей. – Многое обещали, но никакой конкретики. Братск в плане веры – город своеобразный, первая церковь здесь появилась лишь в 80-е годы. Там, в Тобольске, для меня все было ясно, здесь же – ничего.

Но судьба вела его своей дорогой. По стечению обстоятельств довелось познакомиться с епископом Вадимом в небольшом поселке Иркутской области Новая Игирма, куда отец Андрей приехал на освящение храма.

- Там я увидел людей живых, непосредственных. Вадим поразил своей простотой, отсутствием пафоса, официоза. В Тобольске я чувствовал себя не в своей тарелке. А здесь увидел то, что созвучно моему внутреннему устроению и подумал, что хорошо здесь было бы оказаться, - признается отец Андрей.

В Братске он стал третьим священником в храме Андрея Рублева. Затем настоятелем в Спасо-Преображенском приходе, а сегодня он – настоятель храма Рождества Христова. 


Правое дело 


Андрей Чесноков принимал непосредственное участие в решении вопроса, где быть храму. Решили ставить его на оживленной улице, ведь раньше города строились вокруг церквей. В старинных российских городах именно храмы – своего рода центры, и архитектурные и духовные.  

Братск был лишен такого исконно русского своеобразия. И вот неожиданно в центре города находится место, не занятое коммерческим либо административным объектом. Оно пустовало – будто ждало чего-то. Начинается строительство храма. Начинается хорошо, большая часть первого этажа возводится стремительно и вдруг… Бухгалтер совершает большое хищение средств. Такой удар надолго затормозил стройку. Храм вполне мог стать долгостроем на десятилетия. 

И тогда в храм приходит настоятелем отец Андрей – человек, который не просто верит в свое дело, но способен убедить, доказать, что это дело – правое. И вот в этом году основные работы были завершены, установлены купола. Храм невероятно украсил улицу Кирова, с этим невозможно спорить. Но прелесть его, конечно, не только во внешней красоте. Он стал востребованным у прихожан.


Молебны на морозе


- Первые молебны мы проводили по пятнадцать минут. В помещении не было отопления, зимой служить по полтора часа было невозможно. Хотя люди просили устроить и воскресную школу. Сегодня, когда отопление дано, мы проводим занятия и для взрослых, и для детей, - рассказывает отец Андрей.

Он искренне радуется тому, что прихожане, наконец, потянулись к духовным знаниям. Время бездумной показной веры постепенно проходит. Быть может, прихожан в сравнении с 90-ми стало меньше, но изменилась их внутренняя суть. В этом большая заслуга и Братской епархии, и таких людей, как Андрей Чесноков, которые сделали православие в Братске доступным для людей. Как раз без того пресловутого пафоса и перегибов, которые порой отвращают нас, когда мы читаем новости о церкви в интернете или случайно оказываемся в храме.


Теперь и в социальных сетях… 


Простая жизнь, честное служение, непрестанный духовный поиск, открытость, доброта, внимание к каждому и уважение к прихожанам и к людям, далеким от церкви, – то, что, несомненно, подкупает  в отце Андрее и других служителях Братской епархии. Ему можно позвонить и спросить совета, он всегда найдет мудрое решение проблемы. Или написать в социальных сетях – он всегда откликнется, несмотря на сумасшедшую занятость. Именно такой и хочется видеть церковь – открытой, живой, не боящейся перемен.

Удивляешься, как много проектов реализует эта организация – от православного лагеря до ежегодных епархиальных чтений. Православной церкви в Братске силами ее служителей удалось ненавязчиво стать органичной частью жизни города. Без нее Братск уже трудно себе представить. 

Елена КУТЕРГИНА

Фото автора

РАССКАЗАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ

Люди, которые возводили заводы и города в глухой тайге, приезжали по комсомольским путевкам на строительство БАМа, все те, кто прошел палатки и бараки, оставив нам благоустроенные города и поселки – они не должны быть забыты. Наш фонд просит всех, кому дорога память о наших ветеранах с истинно сибирским характером, добавлять в галерею новые имена и судьбы.

 
 
Выбрать файл