Судьбы
Олег Львович Воинов
«Мы возвращались в СССР искренне, по зову сердца»

Олег Львович Воинов

Он родился на железнодорожной станции в Китае, работал с бывшими зеками сталинских лагерей, знает не понаслышке о тяготах жизни отвергнутых своей страной людей, но сохранил любовь и верность к единственной настоящей родине – России и Советскому Союзу. Председатель Совета ветеранов Вихоревки Олег Львович Воинов рассказал нам увлекательную историю своей жизни, в которой отразились судьбы многих его соотечественников.


«Родина, прости…»  

– Когда мы возвращались с родителями в Советский Союз из Китая, на товарных вагонах было написано: «Родина, прости нас». А за что мы просили прощения? За то, что родителей закинули на Китайскую Восточную железную дорогу, которую обслуживали русские, и что я там родился? – по сей день задается вопросом Олег Львович Воинов, председатель Совета ветеранов Вихоревки и заслуженный ветеран труда, проработавший в местном железнодорожном депо более сорока лет.

А родился он в 1945 году на станции Барим в Маньчжурии. Его предки оказались сначала во Владивостоке: бабушка в обход Африки прибыла во Владивосток во время Столыпинской реформы, затем судьба связала семью Воиновых с КВЖД. КВЖД – дорога, построенная в Китае русскими. Они же ее и обслуживали. При дороге служил и дед Олега, и его отец. 

– Отец рассказывал, что многие его сослуживцы очень хотели вернуться на родину – в Союз, перебегали границу, там их отлавливали и сажали на Вихоревку, по статье давали десять лет лагерей. Много на Вихоревке сидело и тех русских, кто служил в японской армии – так было. Отец вел с этими людьми переписку, – рассказывает Олег Львович. – Только после 1953 года русским разрешили въезжать в СССР.

Путь домой

Олег Львович пошел в школу еще в Китае. Она была частной, и в одном помещении учились сразу четыре разновозрастных класса. «А я сидел за одной партой с китайчонком, представляете?» – смеется ветеран. 

После смерти Сталина семья решила вернуться в СССР. «Мы возвращались по зову сердца, абсолютно искренне. Родители ехали служить Родине, на целину в Новосибирскую область», – говорит Олег Львович Воинов.


На работу – со школьной скамьи

После истечения контракта с совхозом семья решила перебраться в Вихоревку. Там сидело много друзей отца, после 1953 года их начали реабилитировать. Впоследствии многие из этих людей стали верными сторонниками советского режима и даже выбились на руководящие должности при железной дороге. Но в 50–е годы семью Воиновых ждали трескучие сибирские морозы, тяжелая работа на строительстве железной дороги и депо.

Интересно, что Олег Львович после окончания десяти классов школы сразу пошел работать. «Наш класс – 34 человека – попал под какую–то реформу образования, нужно было еще учиться, а нам так не хотелось! 30 человек из класса пошли работать – нас сразу взяли, ведь два года перед выпуском мы каждую среду по хрущевской программе ходили на производство – за практикой. Как сейчас помню: среда – день работы», – вспоминает мой собеседник.

Он начинал трудовую деятельность в вихоревском депо – учеником слесаря инструментального цеха. Благодаря стажу, который нарабатывался с шестнадцати лет, он получил возможность за счет предприятия получить высшее образование в Омском государственном университете по специальности «инженер транспорта». 

Работы было много, особенно в 60–е годы, когда депо активно строилось. «Помню, было задание по перестройке фундаментов. А эти фундаменты строили еще пленные японцы! Ну, такого качества, такой крепости бетона я не припомню! Канавы даже приходилось взрывать, потому что ломы и кувалды его не брали», – вспоминает ветеран.


Из учеников – в инженеры

С 1976 по 1984 год Олегу Львовичу выпала честь работать главным инженером депо. Помимо развития предприятия на нем лежала обязанность по охране труда. Ох и много же седых волос добавила ему она…

– При мне было три смертельных случая. Запомнилось, как работник большого погрузчика с ковшом застрял на путях, а машинист героически тормозил вагон, подавал песок, да не успел выбежать из кабины, столкнулся… По сей день переживаю из–за этой трагедии. Но что я мог сделать? – говорит Олег Львович.

В середине 80–х Воинова пригласили работать начальником локомотивного депо, включавшего станции Вихоревка, Коршуниха и Лена. Зона ответственности была очень большой и более чем серьезной, ведь по его участкам ходили составы с самыми разными грузами стратегического назначения. 80–е годы – активный период строительства Байкало–Амурской магистрали, важнейшее место в котором занимала именно железная дорога – и непосредственно участок от Тайшета, проходящий через Вихоревку и Лену. 

«Не поверите, но в партию я вступил гораздо позднее, чем стал начальником! Обычно все стремились туда, чтобы получить повышение, а я в партию никогда не стремился, некогда было этим заниматься!» – смеется ветеран.


Огурцы и Кобзон

Действительно, помимо основной работы Воинов всегда был на передовой в общественной жизни. Удивительные факты: при депо была теплица, в которой выращивались огурцы, а инженер, конечно, отвечал за отопление нежной овощной культуры. Или, к примеру, в депо имелся небольшой заводик по розливу минеральных вод. Его функционирование тоже обеспечивал инженер. Железная дорога в советские годы была не просто градообразующим предприятием, но настоящим островком культуры. Перед коллективом приезжали выступать и Кобзон, и Лещенко. На сделанных Воиновым фотографиях видно, как рабочие сотнями «гнездились» на импровизированных трибунах, чтобы послушать любимых артистов. 

Параллельно с активной трудовой и общественной жизнью кипела и жизнь личная.

– Женился я поздно, почти в тридцать лет. Но с супругой – рука об руку по сей день. Вот только ее на дачу отвез – и к вам на интервью, – говорит Олег Львович. – Она у меня при железнодорожной аптеке проработала всю жизнь фармацевтом. А сын Костя на зубного техника учился, но в итоге пошел по моим стопам, сейчас тоже трудится на «железке», живет по соседству с нами в Вихоревке.


Главный в Совете 

После завершения трудовой деятельности – а его общий стаж насчитывает сорок один год – Олег Львович Воинов не стал сидеть без дела. Охота, беговые лыжи – это его хобби. Кроме того, ветеран понял, что может в свои почтенные годы сделать гораздо больше, чем просто уделять время любимым увлечениям. Несколько лет назад он возглавил вихоревский Совет ветеранов, и подошел к делу со всей душой. Его кабинет сегодня – место оживленное, люди идут сюда за помощью, за общением, и Воинов никому не отказывает. Как таблицу умножения он перечисляет свой «боевой» состав. «В Вихоревке у нас сегодня проживает 14 участников Великой Отечественной, 120 тружеников тыла, 6 узников концлагерей, более 100 реабилитированных жертв сталинских репрессий, – говорит он».

Не так давно при деятельном участии Олега Львовича в Вихоревке был установлен памятник жертвам Озерлага – лагеря, в котором сидели и работали репрессированные, в том числе супруги Крюковы и Руслановы. Добавлю, что трижды Олега Львовича избирали депутатом – и в районную, и в городскую думы, но больше всего он гордится текущей работой в Совете ветеранов.

– Люди к нам приходят, общаются, получают информацию, это самое главное. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить вашу газету. Она очень интересная, много пишет о наших людях, о нашей Вихоревке, о ее непростой истории. Более 10 лет выходит газета «Сибирский характер», и всегда она есть в нашем Совете, горожане ее очень любят! – благодарит ветеран.

А мы, в свою очередь, благодарим Олега Львовича за его работу, профессионализм, отзывчивость и желаем Совету ветеранов Вихоревки дальнейших успехов в работе. 

Елена Кутергина

РАССКАЗАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ

Люди, которые возводили заводы и города в глухой тайге, приезжали по комсомольским путевкам на строительство БАМа, все те, кто прошел палатки и бараки, оставив нам благоустроенные города и поселки – они не должны быть забыты. Наш фонд просит всех, кому дорога память о наших ветеранах с истинно сибирским характером, добавлять в галерею новые имена и судьбы.

 
 
Выбрать файл