Транспорт
Аэропорты севера: курс на выживание

Аэропорты севера: курс на выживание

Перспективы развития авиасообщения на севере Иркутской области пока далеки от радужных. Весной о прекращении круглосуточной работы объявил международный аэропорт Братска, с 1 мая полностью прекратилось воздушное сообщение северных территорий с Усть-Илимском. Ряд региональных аэропортов находятся либо в стадии банкротства, либо близки к нему.

В Иркутской области насчитывается 10 действующих аэропортов, есть еще несколько посадочных площадок. Большинство их расположено на севере региона – международный аэропорт Братска, являющийся запасным аэродромом Иркутского аэропорта, а также аэропорты регионального значения в Бодайбо, Ербогачене, Железногорске-Илимском, Киренске, Маме, Усть--Илимске, Усть-Куте и Нижнеудинске.


На самолете – в ресторан


В советские времена небольших аэродромов было в разы больше, даже маленькие поселки, такие как Кежма в Братском районе, принимали суда. Жители Братска помнят, как по 10 раз в день летали самолеты в Иркутск, и сравнительно обеспеченные рабочие могли позволить себе слетать в областной центр в ресторан, а к вечеру вернуться домой.

От прошлого остались лишь теплые воспоминания. Спад в промышленности, строительстве, снижение уровня жизни населения привели отрасль в упадок. К этому добавилось ужесточение правил организации авиаперевозок и приема самолетов, чего в советские времена не было – люди летали без предъявления паспортов и даже курили в салонах.

Новые правила  значительно усложнили жизнь авиаторам и взвинтили цены. В итоге часть аэропортов была закрыта, часть – передана в частные руки, часть – худо-бедно доживает свой век. Единственный аэропорт в регионе, который может похвастаться сравнительно благополучной жизнью, это «Международный аэропорт Иркутск» в областном центре, который пока принадлежит государству.


Братск теряет статус…


Многократные попытки исправить положение дел в менее крупных аэропортах не увенчались успехом. Несколько лет назад в Братске начали развивать направления на крупные города Сибири и даже за границу – на популярные курорты. Однако выйти на рентабельность не удалось, международные рейсы закрыли. В 2015 году заметно подорожали билеты на внутренние рейсы, были отменены субсидии, что тоже больно ударило по аэропорту. После приватизации аэропорта компанией «Вим--Авиа» спустя непродолжительное время вовсе было объявлено, что воздушная гавань перейдет на 12-часовой режим работы, что чревато потерей международного статуса.

- Переход на 12-часовой режим работы в Братске и лишение статуса международного аэропорта недопустимы. В правительстве области велись переговоры с владельцем аэропорта, предварительно достигнуто соглашение - в сезон пока не менять график работы. Братский аэропорт остается круглосуточным. Достигнута договоренность с правительством о специальном тарифе для организации, - сообщил газете председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Иркутск» Юрий Фалейчик. – Однако в июле вопрос может встать вновь. Сейчас собственнику нужно серьезно поработать над загрузкой аэропорта.


Усть-Илимск теряет направления


Не лучше ситуация в Усть-Илимске. Несколько лет назад полуразрушенный аэропорт, некогда, как и Братский, гремевший своими успехами, ожил. Благодаря развитию промышленности на этой территории возобновились рейсы в Иркутск, на север области, а также в Нижнеудинск. Но буквально месяц назад сообщение с «северами» прекратилось – из-за финансовых проблем авиаперевозчика.

Усть-Илимский аэропорт находится в муниципальной собственности, поэтому его проблемами активно занимаются городские и областные власти. Чтобы возобновить полеты на север, областное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта объявило новый конкурс. Администрация Усть-Илимска обратилась в министерство с предложением рассмотреть на период проведения конкурсных процедур возможность привлечения авиаперевозчика на бесконкурсной основе – чтобы избежать потери пассажиропотока в начале сезона массовых отпусков и обеспечить стабильность авиарейсов.

Также предлагается привлечь на маршрут авиакомпании, базирующиеся в соседних регионах. Вместе с тем, власти Усть-Илимска продолжают прорабатывать расширение возможностей аэропорта и его взлетно-посадочной полосы, веря, что он все же будет жить.


Усть-Кут в подвешенном состоянии


Усть-Кутский аэропорт имеет региональное значение. По своим размерам он уступает лишь иркутской и братской воздушным гаваням, но сегодня, как и многие другие аэропорты Иркутской области, переживает не лучшие времена.

С вопросом о реконструкции аэропорта жители Усть-Кута неоднократно обращались к правительству региона. Прежний губернатор держал проблему под контролем и обещал решить ее в рамках региональной программы по модернизации аэропортов Иркутской области. Новый глава региона также не оставил ситуацию без внимания.

В прошлом году в СМИ прошла информация о том, что правительство Иркутской области сделало запрос в «ЮТ-эйр» о передаче аэропорта в областную собственность. Тогда появилась бы возможность принять участие в федеральной программе реконструкции, но пока официальной информации по этому поводу не поступало.

Курс на объединение


Как видим, ситуация далека от идеальной. И проблема у всех аэропортов одна – дороговизна обеспечения деятельности, которая неподъемна для конечного потребителя. Что же необходимо предпринять сегодня? Где выход?

По мнению Юрия Фалейчика, не все так плохо, как кажется, и определенные шаги к улучшению ситуации на северных территориях делаются.

- В области есть разные аэропорты, в том числе муниципальные, государственные. С ними есть намерение поработать в направлении рационализации работы. Есть предложение внедрить единую систему управления этими аэропортами, объединить кадры в части, где это возможно, внедрить единую техническую политику. Такую модель мы намерены предложить уже в 2016 году, - отметил Юрий Фалейчик.


Рентабельность возможна?


Эксперт в области авиации Андрей Ставинов считает, что проблемы малых аэропортов в области во многом спровоцированы властями региона.

- Сегодня аэропортовая деятельность в России стремительно развивается. Скажем, в соседней Бурятии за два последних года были оживлены 7 малых аэропортов. Сейчас они активно работают. По поручению президента республики были проведены маркетинговые исследования, а целесообразность в развитии аэропортов в небольших городах есть. В Иркутской же области, в ряду немногих, по сей день даже не создано профильное министерство транспорта. Отрасль финансируется по остаточному принципу. Немаловажную роль играет и то, что в числе кадров, ответственных за развитие отрасли, нет профильных специалистов с соответствующим опытом и образованием, - считает Андрей Ставинов.



Андрей Чернышёв, депутат Законодательного Собрания Иркутской области

Решать технические и организационные проблемы аэропортов необходимо. Но для жителей наших северных территорий основное значение имеют высокие цены на авиабилеты. Именно о них люди говорят в первую очередь, когда заходит речь о транспортном сообщении. Именно за счет дешевизны билетов был возможен такой большой поток пассажиров в советское время.

Расходы авиакомпаний сейчас действительно велики. Работать себе в убыток никто из них не станет. Здесь на помощь может прийти государство  и, скорее всего, в лице федеральных властей, которые располагают более серьезными ресурсами. Адресные дотации из бюджета могли бы облегчить финансовое бремя для северян. Будут пассажиры – будут жить и аэропорты. 

За дополнительное финансирование для нашего региона, конечно, придется «повоевать». Субсидирование авиаперелетов – это один из важнейших пунктов программы развития северных районов нашей области, которая формируется сейчас при моем участии.

Автор: Елена Кутергина, Алиса Снегирева, Наталья Сергеева
Источник: Газета "Сибирский Характер"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ